МАКС-2015: «Кронштадт» продолжает дело «Транзаса»

Кроме организационных и структурных преобразований в самом «Транзасе», прошедших в июле этого года, наметилось перемены в стратегии развития и партнерстве в сфере БЛА, анонсированные на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015.

Презентация в шале АО «Группа Кронштадт»
Презентация в шале АО «Группа Кронштадт»

Как известно, теперь на рынке действует АО «Группа Кронштадт», которое осуществляет управление двумя дочерними структурами, выведенными из-под бренда «Транзас» – АО «Кронштадт Технологии» («КТ» или просто АО «Кронштадт») и АО «Технологии для авиации» («ТАВ»). При этом, разработки в области БЛА продолжает АО «КТ», приняв их от прежней структуры ЗАО «Транзас».

Что касается партнерства, то, даже судя по новой консолидированной выставочной политике, «Группа Кронштадт» будет позиционировать свои разработки по беспилотной тематике в едином модельном ряду с образцами компании «РТИ Аэрокосмические системы». На авиасалоне «Группа Кронштадт» в своем павильоне G1, впервые оформленном под единым брендом «КТ» – «РТИ» – «ТАВ», демонстрировала два проекта перспективных БЛА «Орион» (с взлетной массой около 1000 кг) и «Фрегат» (7000 кг) рядом с моделями БЛА самолетного типа аэродромного базирования «Кайра-1» и «Кайра-2» (1500 кг), представленных партнером.

Однако никакого практического единения усилий двух компаний пока усмотреть не удается. Формально совместное представление проектов так и осталось формальным: каждая компания рекламировала только свои разработки, и о деталях совместной деятельности предпочитали не говорить вовсе…

«Орион»

В ходе презентации проектов «Группы Кронштадт» генеральный директор беспилотного направления Николай Долженков сказал, что один из проектов – это беспилотный комплекс «Орион» («Орион-2»), предназначенный для многоспектрального мониторинга поверхности с помощью БЛА в размерности от 1000 до 2500 кг с большой продолжительностью полета от 20 до 60 часов.

Стоит отметить, что этот проект был впервые представлен на прошлом МАКСе в 2013 г. Теперь же появились некоторые новые подробности. Планер БЛА будет выполнен на основе собственной технологии слабонагруженных углепластиковых конструкций. На аппарате планируется использовать современный дизельный двигатель, прошедший российскую сертификацию и проходящий производственную локализацию на территории РФ (видимо речь о двигателе компании RED). Всего же в кооперации, по словам Долженкова, в работах по комплексу, включая наземную инфраструктуру и различное оборудование, участвует около 50 компаний-соразработчиков.

WP_20150827_14_50_26_Pro__highres
БЛА “Орион”

«По нашим планам, комплекс достигнет стадии опытного образца в районе 2017-2018 гг., а начиная с 2019 г., надеюсь, он будет в серийном производстве», – отметил Долженков по поводу сроков реализации проекта «Орион» для гражданского рынка. Что-либо касательно версии этого комплекса для МО РФ Долженков отказался комментировать в принципе. Однако, судя по сообщению РИА «Новости» со ссылкой на генерального директора «Кронштадт» Николая Лебедева, первый испытательный полет военной версии БЛА должен состояться до конца 2015 г., а в 2017 г. планируется начать поставки.

Аппарат «Орион» большой продолжительности полета (класс MALE) имеет нормальную аэродинамическую схему с двухбалочным хвостовым оперением и крылом большого размаха (16,2 м). Согласно представленным данным, длина БЛА составит 8,0 м, а высота – 3,1 м. При взлетной массе в 1100 кг, масса полезной нагрузки будет около 250-350 кг. Максимальная высота полета составит 8000 м., а продолжительность полета – 24 ч. Потребная длина ВПП – 800 м. Скорость полета – около 140-250 км/ч. Двигательная установка аппарата включает один двигатель с толкающим винтом.

«По сути, это квазиспутник для постоянного полета над удаленными районами», – заключил Долженков о назначении «Ориона». В связи с этим вспоминаются две вещи: сотрудничество «Кронштадт» с «РТИ», которым владеет АФК «Система» (ей же подчинен оператор «МТС») и возможность использования атмосферных спутников для раздачи интернета в удаленных районах, о чем уже давно задумались на Западе – Google, Facebook и другие.

Характеристики БЛА «Орион» (табличка):

Размах – 16,2 м

Размах со сложенными консолями – 8,0 м

Высота – 3,1 м

Продолжительность полета – 24 ч

Макс. полезная нагрузка – 250…350 кг

Взлетная масса – 1100 кг

Диапазон скоростей полета – 140…250 км/ч

Максимальная высота – 8000 м

Длина полосы ВПП – 800 м

«Фрегат»

Второй представленный проект БЛА «Фрегат» – разработка более дальней перспективы. «Его создание ведется совместно с Фондом перспективных исследований (ФПИ) и «Внешэкономбанком» (ВЭБ). Аппарат является концентрацией инновационных технологий, основанных на разработанных совместно с ЦАГИ высоконапорных подъемного и маршевых вентиляторов», – охарактеризовал изюминки проекта Николай Долженков. Кроме того, к передовым составляющим проекта он отнес изготовление конструкции планера по угольной инфузионной технологии и новую комплексную систему управления (КСУ).

Скоростной БЛА безаэродромного базирования «Фрегат» (термин «конвертоплан» в компании предпочитают не произносить), по мнению Долженкова, сможет сочетать в себе преимущества самолета и вертолета благодаря вертикальному взлету и большей транспортной эффективности в сравнении с вертолетом. Скорость БЛА будет достигать 600…700 км/ч, что нереализуемо на ЛА вертолетной схемы. Вертикальный взлет/посадка позволят использовать аппарат в районах со слабо развитой инфраструктурой, к примеру, в Западной и Восточной Сибири, на большом удалении от мест базирования (практическая дальность – 5000 км). Летательный аппарат сможет использоваться для решения задач воздушной разведки и доставки грузов, будет способен нести до 1700 кг полезной нагрузки при взлете по-самолетному и до 1000 кг – при вертикальном взлете. Максимальная высота полета составит 8000 метров, а продолжительность – около 10 часов.

«Аппарат с подобными характеристиками имеет серьезные перспективы и будет востребован широким кругом потребителей для выполнения различных задач: от воздушного мониторинга до оперативной доставки, – отметил генеральный директор беспилотного направления АО «Кронштадт» Николай Долженков по поводу круга потенциальных заказчиков и эксплуатантов. – Проведены маркетинговые работы: мы говорим с «Газпромом» на эту тему, «Юг-Нефтью», другими предприятиями, и видим определенную заинтересованность». Конечно, это не афишируется, но столь амбициозный проект не может быть ориентирован лишь на гражданский рынок, который все-таки ограничен единичными потребностями в силу специфики и цены такого БЛА. На это указывает и известный эксперт в области БЛА Денис Федутинов: «В случае успешной реализации аппарат сможет найти применение как в военных задачах, так и в гражданской сфере». Конечно, лишь случайное совпадение, что на крыле представленной модели красовались звезды Российских ВВС.

Согласно пресс-релиза, реализация проекта будет проходить в несколько этапов. На первом этапе планируется создать летную модель-демонстратор для апробации основных технических решений. На втором этапе – провести разработку и испытания экспериментального образца с ограниченными возможностями на базе серийного авиадвигателя. Далее, в зависимости от результатов второго этапа будет принято решение о выполнении ОКР по созданию опытного образца. На словах Долженков этот процесс охарактеризовал следующим образом: «у нас имеется внятный поэтапный план работ, обеспечивающий создание концептуальной модели, демонстрационного образца, проведения ОКР и выхода на серийное производство после 2022 года». В настоящее время компания только приступает к разработке.

Уже по предварительной (кстати, запатентованной) компоновке представленной модели можно видеть, что аппарат будет иметь весьма оригинальную схему. Касательно особенностей силовой установки стало известно, что два подъемномаршевых вентилятора в профилированном кольце получат многолопастные винты с изменяемым шагом с независимо управляемым приводом поворота. Силовая установка будет включать один двигатель с узлом передачи вращающего момента (механический редуктор). Управление тангажом будет осуществляться с помощью двигателя с фенестроном, расположенным в хвостовой части фюзеляжа. Долженков отметил, что в плане энергетики предполагается трехэтапная реализация: демонстрационная модель с электрическим приводом; модель с дизельным двигателем, который позволит реализовать размерность порядка 1500 кг; в конечном счете будет использоваться двигатель ТВ7-117, который обеспечит функционирование БЛА в размерности до 7000 кг, при этом, будет обеспечена тяга винтов – 2 х 4,3 т.с., фенестрон – на 125 кВт, скороподъемность при вертикальном взлете – 5 м/с. На всех этапах будет использоваться уже существующий (серийный) основной двигатель для удешевления работ.

Характеристики БЛА «Фрегат» (табличка):

Размах – 19 м

Размах со сложенными консолями – 10 м

Высота – 3,1 м

Продолжительность полета – 10 ч

Практическая дальность – 5000 км

Макс. полезная нагрузка, при взлете по-самолетному – 1700 кг

Макс. полезная нагрузка, при вертикальном взлете – 1000 кг

Макс. масса топлива – 2400 кг

Взлетная масса (вертикальный взлет) – 7000 кг

Диапазон скоростей полета – 0…600 км/ч

Максимальная высота – 8000 м

1 комментарий к “МАКС-2015: «Кронштадт» продолжает дело «Транзаса»”

Оставьте комментарий