«РТИ Аэрокосмические системы»: новоявленные амбиции в сфере БЛА

В ходе МАКС-2015 «сильный ход» на рынке БЛА сделала недавно образованная компания «РТИ Аэрокосмические системы». Она сформирована в 2014 г. путем выделения авиационного направления (летательные аппараты, бортовые системы и наземное оборудование) из ОАО «РТИ» (РТИ им. Минца) с привлечением некоторых других коллективов, специалистов и проектов.

В настоящее время одновременно развивается несколько тем по беспилотной технике. Все проекты достаточно разноплановые и, по всей видимости, являются развитием каких-то принятых «из вне» ранее проводимых разработок: на столько стремительно, неожиданно и весомо они были представлены в достаточно конкретизированной форме на МАКС-2015.

Среди прочих – БЛА вертолетного типа, комплексы со сверхлегкими мультироторными аппаратами типа «Вяхирь». Известно, что на рынке достаточно много аналогов в данном сегменте, однако в компании надеются, что в силу ряда преимуществ удастся предложить конкурентоспособный продукт. По словам генерального директора «РТИ Аэрокосмические системы» Дмитрия Подорящего, квадрокоптер может быть готов к серии уже в 2017 г.

WP_20150826_11_51_03_Pro
БЛА “Вяхирь”
WP_20150826_11_50_22_Pro
БЛА “Вяхирь”

Характеристики БЛА “Вяхирь”

Максимальная взлетная масса – 6 кг

Максимальная масса целевой нагрузки – 1 кг

Максимальная скорость – 50 км/ч 

Практический потолок – 2500 м

Рабочая высота полета относительно земли – 150 м

Максимальная продолжительность полета – 1 ч

Радиус действия – 10 км

Кроме этих небольших аппаратов, которые продвигались собственно под брендом «РТИ», был представлен ряд совместных с другими компаниями проектов.

«РТИ Аэрокосмические системы» в сотрудничестве с АО «Кронштадт Технологии» («КТ», самостоятельное подразделение Группы «Транзас», ранее называлось ЗАО «Транзас») проводит разработки минимум по двум комплексам со средневысотными БЛА самолетного типа аэродромного базирования «Кайра-1» и «Кайра-2». Модели этих БЛА были представлены собственно на стенде «РТИ» и в совместной экспозиции с «КТ» – в павильоне Группы «Транзас» (G1).

«Кайра-1» – концепт перспективного среднего БЛА с крылом большого размаха, выполненный по «стандартной» аэродинамической схеме с двухбалочным оперением. Двигательная установка – один ДВС с толкающим винтом. В состав полезной нагрузки могут входить радиолокатор бокового обзора, морской локатор кругового обзора, лазерный сканер, магнитометр, цифровая видео-, фотокамера высокого разрешения.

Оснащение комплекса спутниковой радиосвязью обеспечит выполнение заданий без ограничений по дальности полета.

WP_20150826_09_03_14_Pro__highres
БЛА «Кайра-1»
WP_20150826_11_50_34_Pro
БЛА «Кайра-1»

Характеристики БЛА «Кайра-1»

размах крыла – 18,0 м

длина – 9,4 м

высота – 1,95 м

продолжительность полета – 35 ч

макс. полезная нагрузка – 230 кг

взлетная масса – 1500 кг

максимальная скорость – 300 км/ч

максимальная высота полета – 8000 м

Второй вариант – «Кайра-2». Это более концептуальный вариант, разрабатываемый, по всей видимости, практически по тем же заданным характеристикам массы, скорости, продолжительности и высоты полета. Он имеет нетрадиционную компоновку. Его аэродинамическую схему трудно описать: в основе – схема «утка». Аппарат имеет фюзеляж, крыло очень большого размаха и переднее горизонтальное оперение, при этом ПГО соединено с крылом балками, заканчивающимися хвостовым V-образным оперением. Двигатель расположен в задней части фюзеляжа. Техлопастный толкающий винт. Судя по всему, аппарат получит модульный отсек унифицированной полезной нагрузки. В носовой части расположена ОЛС.

WP_20150826_11_49_23_Pro
БЛА «Кайра-2»
WP_20150826_11_49_44_Pro
БЛА «Кайра-2»
WP_20150826_09_04_39_Pro
БЛА «Кайра-2»

Характеристики БЛА «Кайра-2»

размах крыла – 20,35 м

длина – 7,0 м

высота – 1,76 м

продолжительность полета – 35 ч

макс. полезная нагрузка – 230 кг

взлетная масса – 1500 кг

максимальная скорость – 300 км/ч

максимальная высота полета – 8000 м

В состав комплексов могут входить два беспилотника, наземная станция управления. По словам генерального директора компании Дмитрия Подорящего, этапа готовности к серийному производству средневысотные БЛА типа «Кайра» могут достичь к 2019 г. Оба БЛА позиционировались в составе комплексов гражданского назначения.

Компания «РТИ Аэрокосмические системы» работает над вопросами обеспечения БЛА специальной полезной нагрузкой. На МАКС-2015 был представлен макет бортового модульного поляриметрического радиолокационного комплекса P- и X-диапазонов, который в перспективе планируется разметить на борту «Кайры». В ходе сентябрьской выставки RAE-2015 в Нижнем Тагиле стало известно о том, что «РТИ Аэрокосмические системы» договорились о совместных работах по беспилотному комплексу с БЛА самолетного типа массой 1,5 тонны (видимо, «Кайра») с компанией-разработчиком бортовых систем автоматического управления «Тайбер». В планах двух компаний – предложить в скором времени БЛА, способный летать на удалении 4000 км в течение 35 ч, для мониторинга шельфов Арктики.

Компания «РТИ Аэрокосмические системы» представила макет бортового модульного поляриметрического радиолокационного комплекса P- и X-диапазонов, который планируется разметить, в том числе, на БЛА «Кайра».

Ранее было известно о том, что ОАО «Уральский завод гражданской авиации» ведет сборку австрийских самолетов DA 42 и разрабатывает беспилотную версию на его базе. Теперь же в рамках МАКС-2015 две специальные мониторинговые (разведывательные) версии DA 42 и дальнейшие планы по беспилотнику уже представлялись совместно “УЗГА” и “РТИ”. При этом “РТИ”, по всей видимости, будет отвечать за вопросы информационного обмена с беспилотными самолетами. Сообщалось, что масса беспилотной версии – 1500 кг, такой аппарат проходит испытания и, как ожидается, достигнет стадии готовности к серийному производству через два года.

В качестве интересного момента в планах «РТИ Аэрокосмические системы», можно отметить тот факт, что на открытой экспозиции РТИ был представлен БЛА типа «Seeker 400» (может нести полезную нагрузку массой 100 кг) южноафриканской компании Denel Aerospace Systems. Как говорят, это пока лишь пример возможного сотрудничества, как альтернатива утраченному в последнее время сотрудничеству с Западом и Израилем. Возможно, появятся планы по совместному продвижению беспилотников такого класса (на замену «Серчеру»), оснащенных российским оборудованием и сопряженных с отечественным наземным пунктом управления, который представила компания «РТИ».

WP_20150827_14_29_31_Pro
БЛА «Seeker 400»

Среди партнеров «РТИ» – казахстанская компания Smart Information Systems, занятая созданием ряда БЛА, в т.ч. проекта аппарата «Барыс» самолетной схемы.

1 комментарий к “«РТИ Аэрокосмические системы»: новоявленные амбиции в сфере БЛА”

Оставьте комментарий