КРЭТ анонсирует разработки по бортовому оборудованию БЛА

Одним из главных событий форума «Технологии в машиностроении – 2014» и выставки «Оборонэкспо-2014», прошедших в подмосковном Жуковском а августе, стала демонстрация ряда разработок предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Госкорпорации Ростех, в сфере бортового оборудования для перспективных БЛА различного назначения и типа.

Информацию относительно проводимых работ и планов показа результатов на ближайших выставках приоткрыли еще в начале июля в ходе пресс-конференции Генеральный директор КРЭТ Николай Колесов и Заместитель генерального директора Андрей Тюлин.

Тогда сообщалось, что Концерн среди прочих разработок планирует представить инициативные работы по комплексному оснащению унифицированными системами БРЭО не только легких самолетов, но и перспективных БЛА. Андрей Тюлин отметил, что «это универсальный борт для БЛА любого типа — военного и гражданского назначения, самолетной или вертолетной схем».

Теперь в ходе ТВМ-2014 было представлено более 20 разработок систем для БЛА, которые ведут 15 предприятий Концерна.

 

Комплекс бортового оборудования БЛА на ТВМ-2014

В КРЭТ входят предприятия, которые могут обеспечивать БЛА всем необходимым набором систем. Представленная концепция комплексного борта для БЛА самолетного и вертолетного типов включает практически все ключевые компоненты, в том числе пилотажную, топливную и кабельную системы, бортовую РЛС, систему госопознавания и систему электроснабжения, а также блоки управления оружием.

WP_20140813_14_59_12_Pro (2)

WP_20140813_15_12_13_Pro (2)

На представленных концепциях бортов БЛА присутствуют такие компоненты «военного назначения», как многоканальная лазерно-лучевая система управления оружием (ЛЛСУ) и система интеллектуальной обработки видеоизображений семейства «Охотник» (блок ОВИ-М), разработанные и уже освоенные в серийном производстве ОАО «ГРПЗ». В сочетании с ГОЭС эти системы смогут обеспечить применение ракетного оружия (такие блоки уже применяются в комплексе вооружения Ка-52, боевой машине поддержки танков БМПТ, ЗРК «Стрела-10 МЛ» и Лучник-Э», в ПТРК «Штурм» для применения ракет типа «Атака» и «Игла-С». — Прим. ред.).

В состав перспективных БЛА может быть включена цифровая многофункциональная радиолокационная станция (БРЛС) МФ2 «Ка»-диапазона, разработанная корпорацией «Фазотрон-НИИР». Станция обеспечит обнаружение и сопровождение воздушных, наземных и надводных целей, выдачу целеуказаний другим системам БЛА, решение навигационных задач и формирование радиолокационного изображения поверхности с заданным разрешением.

В выставочном издании «ShowObserver Оборонэкспо–2014» (от 13 августа 2014, стр. 12) ) со ссылкой на Генерального конструктора Корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрия Гуськова, сообщается, что создается РЛС для беспилотника большой продолжительности полета «Альтаир», который разрабатывается казанским ОКБ им. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол») для Вооруженных сил России в рамках программы «Альтиус».

«Этот радар имеет две боковые антенны и одну антенну переднего обзора. В следующем году планируется провести стендовую отработку локатора, все виды испытаний в камерах и после этого установить его на летательный аппарат. Далее испытания нового радара будут проводиться уже на самом беспилотнике. На нем же будет стоять и другой наш локатор, который сейчас успешно разрабатывается. Это локатор дециметрового P-диапазона — 70 или 100 см. Он может успешно видеть под листвой густого леса и будет использоваться в чисто разведывательных целях» – сообщает издание.

Кроме того, в недавно выпущенном годовом отчете «Фазотрона» за 2013 г. сообщается, что «дан старт двум инвестиционным проектам, предусматривающим реконструкцию и перевооружение производственной площадки в г. Рязани. Проекты реализуются в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2012 – 2020 годы. Один из них предусматривает создание новой производственной линии по изготовлению радиолокационных станций для беспилотных летательных аппаратов. Поставка военной техники включена в Государственную программу вооружений на период до 2025 г.»

Это весьма серьезные работы, обеспечивающие КРЭТ и его предприятиям «плотное вхождение» в тематику БЛА.

Предприятия КРЭТ продемонстрировали другие разработки.

Саратовское ОАО «Конструкторское бюро промышленной автоматики» (КБПА) на выставке представило комплексную систему управления (КСУ), которая была разработана ранее для БЛА вертолетного типа («Орленок»), а ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (УКБП) – образец системы измерения воздушных данных (СИВД-А) для БЛА большой продолжительности полета.

Кроме того, УКБП представило систему управления общесамолетным (общевертолетным) оборудованием СУОСО (СУОВО) для перспективного БЛА. Благодаря масштабируемости системы, малых массы и габаритов, возможна адаптация оборудования для гражданских и военных задач на любом беспилотном ЛА. Сообщается, что система применима для автоматических и дистанционно пилотируемых средних и тяжелых БЛА.

На стенде КРЭТ также была представлена бесплатформеная инерциальная система БИНС-СП-1, созданная ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики» (МИЭА). Она предназначена для определения местоположения летательного аппарата, комплексной обработки и выдачи навигационной, пилотажной информации и построена на базе трех лазерных гироскопов КЛ-3 и трех кварцевых акселерометров АК-15.

Еще одно предприятие КРЭТ – ОАО «Авиаавтоматика» имени В.В. Тарасова» – представило две системы управления авиационными средствами поражения (АСП) для БЛА самолетного и вертолетного типа БИ-БЛА. Это же предприятие представило органы управления БЛА – РУС и РУД.

ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко» представило для беспилотников ответчик единой системы государственного опознавания (ЕС ГО). Ответчик обеспечивает опознавание по принципу «свой-чужой» перспективных (вновь разрабатываемых) БЛА средствами разведки и комплексами вооружения, оснащаемыми наземными, корабельными и самолетными запросчиками систем государственного опознавания (СГО) «Пароль» («Страж»). Ответчик обеспечивает системные характеристики не хуже заданных для самолетных авиационных ответчиков (изд. 420) модернизированной ЕСГО «Пароль» («Страж»).

 

Соглашение о сотрудничестве КРЭТ и УЗГА

15 августа в ходе ТВМ-2014 прошло подписание соглашения о сотрудничестве в области разработки систем для БЛА и самолетов малой авиации между КРЭТ и ОАО «УЗГА» («Уральского завода гражданской авиации»). Как сообщил накануне Андрей Тюлин, в ОАО «УЗГА» заинтересованы в обеспечении комплексным оборудованием российского производства вновь разрабатываемых беспилотных систем.

DSCN2649 (2)

Как стало известно из пресс-релиза, в соответствии с договором КРЭТ будет отвечать за создание и внедрение в эксплуатацию пилотажно-навигационного комплекса (ПНК) для осуществления в период до 2016 года модернизации БЛА, выпускаемых уральским заводом (как известно, УЗГА выпускал партии израильских БЛА под наименованием «Форпост» и «Застава». — Прим. ред.). Гендиректор УЗГА Вадим Бадеха отметил, что «объединение усилий позволит ускорить разработку новых комплексов с БЛА и быть готовыми к новым, более объемным заказам российских и зарубежных заказчиков».

Пока трудно представить о какой модернизации ранее производимых по лицензии израильских БЛА может идти речь, если в свете последних событий (эмбарго) израильская сторона заявляла о том, что не намерена продолжать какие-либо отношения до изменения ситуации.

Что касается подписания соглашений с разработчиками БЛА вертолетного типа, то они в ближайшее время не планируются. «Об этом рано говорить. Пока нет планов подписания аналогичных соглашений, например, с «Вертолетами России», т.к. нет соответствующих проектов для обсуждения», – сказал Андрей Тюлин.

1 комментарий к “КРЭТ анонсирует разработки по бортовому оборудованию БЛА”

  1. «ФОРПОСТ» ЛОКАЛИЗИРУЮТ
    Сергей Беляев

    В конце прошедшего 2013 года Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) успешно завершил выполнение контракта по поставке Министерству обороны России партии комплексов с беспилотными летательными аппаратами «Форпост». В рамках контракта предприятием УЗГА осуществлялась сборка израильских комплексов Searcher, которые получили в России упомянутое выше наименование «Форпост».

    В результате освоения серийного производства на предприятии УЗГА были созданы производственная линия и испытательная база, приобретены новые компетенции инженерно-производственным персоналом.

    В настоящее время УЗГА осуществляет поддержание боеспособности поставленных Минобороны России комплексов. Данная работа будет осуществляться вплоть до окончания их срока эксплуатации в 2027 году.
    Эти беспилотники неплохо зарекомендовали себя в войсках. В настоящее время в Вооруженных силах России организовано достаточно широкое применение этих систем в различных задачах.

    Вместе с тем, руководством Министерства обороны и ВПК России неоднократно поднимались вопросы необходимости проведения работ по импортозамещению и максимально возможной локализации закупленных за рубежом образцов военной техники в России.

    В связи с этим на предприятии УЗГА были проанализированы имеющиеся возможности и сделаны следующие выводы.

    Во-первых, существует реальная возможность замены элементов комплекса на отечественные аналоги, начиная с 2014 г. в рамках поддержки эксплуатации уже поставленных комплексов.

    Во-вторых, анализ завершенных российских разработок показывает возможность комплексной модернизации, что позволит решить задачи импортозамешения и повышения ТТХ, в том числе уже поставленных комплексов.

    В-третьих, освоивший серийное производство завод УЗГА имеет возможность параллельно с серийным выпуском авиационных комплексов с БЛА «Форпост» и организацией поддержки эксплуатации провести модернизацию комплекса.

    Что касается поддержания боеспособности поставленных комплексов, то здесь необходимо обеспечить организацию производства в России отдельных запасных частей. В первую очередь, здесь речь идет об элементах конструкции планера, которые временами требуют замены из-за механических повреждений, а также об организации других элементов комплекса, выработавших свой ресурс.

    Кроме того, в рамках этой же работы представляется целесообразной организация доработки программного обеспечения под требования заказчика, докомплектация летательных аппаратов приборами опознавания «свой-чужой», а также установка двухсистемного приемника GPS-ГЛОНАСС.

    На следующем этапе было бы возможно перейти к расширению функциональных возможностей как самого БЛА, так и НСУ. В частности, военные хотели бы получить возможность выдачи целеуказания комплексом боевой группе самолетов и вертолетов, ударным группам сухопутных войск и артиллерии. Кроме того, необходимо обеспечить информационное взаимодействие «Форпоста» с информационно-управляющими системами Вооруженных сил.

    Предприятием УЗГА уже предпринят ряд шагов по осуществлению намеченных планов. Так, уже предварительно определена возможная кооперация по осуществлению задач по локализации и модернизации комплекса с ведущими предприятиями российской промышленности, такими как НИИТП, КБПА, КБ «Луч», УОМЗ, «Фазотрон-НИИР» и некоторыми другими. Причем выработанные предложения позволят унифицировать применяемые подсистемы с другими разрабатываемыми в настоящее время в России проектами систем БЛА, что позволит удешевить стоимость как самих изделий, так и снизить стоимость их последующего технического обслуживания.

    В перспективе, модернизированная версия комплекса «Форпост» может занять место между комплексами тактического класса «Корсар» и MALE-класса «Орион», сочетая в себе некоторые свойства и характеристики этих двух систем. Так, при в 2,5 раза большей массе на БЛА «Форпост» сохранилась бы мобильность «Корсара» с возможностью запуска при помощи пусковой установки, однако характеристики по дальности полета и массе полезной нагрузки были бы сопоставимы с показателями «Ориона». Создание новой версии, по расчетам компании, возможно осуществить за срок порядка трех лет.

    На УЗГА полагают, что использование имеющихся в распоряжении предприятия оборудования и испытательного полигона позволят существенно снизить технические риски создания опытных образцов БЛА, стоимость и сроки выполнения технически сложных этапов, связанные, прежде всего, с проведением летных и летно-конструкторских испытаний и отработок элементов и БЛА в целом.

    Источник: UAV.RU. СПЕЦВЫПУСК ОБОРОНЭКСПО – ADEX 2014.

    Ответить

Оставьте комментарий