Airshow China 2018: опять куча китайских беспилотников

Невероятное множество новых авиационных и наземных беспилотных средств различных классов было представлено в ходе недавно прошедшего салона Airshow China 2018. Обозреть все просто не представляется возможным. Пропустим наземные роботизированные системы, БЛА вертолетного типа и мелкие БЛА самолетного типа. Наиболее интересными представляются новинки среди “больших” беспилотников. У китайцев, пожалуй, нет каких-то долго реализуемых и дорогостоящих технологий – полностью “черных” фюзеляжей и крыльев, навороченных антиобледенительных систем, интегрированных многофункциональных бортовых комплексов. Зато, в отличие от отечественных разработок, у них уже есть ряд готовых и успешно продаваемых на внутреннем и внешнем рынках беспилотных комплексов с широким набором полезных нагрузок и различного ракетно-бомбового вооружения. Более того. Китайские товарищи уже активно модернизируют существующие образцы БЛА классов MALE/HALE и завершают создание перспективных малозаметных разведывательно-ударных БЛА аэродромного и корабельного базирования.

«Малозаметные летающие крылья»

Несколько ведущих китайских компаний, таких как CASC, CASIC и AVIC, десяток лет ведут работы в направлении создания малозаметных беспилотников. Последнее время информация о таких БЛА стала просачиваться на интернет-форумы, а в этом году результаты работ были впервые официально представлены разработчиками на Airshow China 2018 в виде полноразмерных или уменьшенных макетов.

Китайская государственная аэрокосмическая научно-техническая корпорация CASC (China Aerospace Science and Technology Corporation) продемонстрировала полноразмерный макет нового малозаметного ударного беспилотного летательного аппарата CH-7 (CaiHong-7, Rainbow-7). Вероятно, безымянную модель именно этого БЛА фирма показывала на прошлой выставке в Чжухае.

CH-7

БЛА представляет собой дозвуковой летательный аппарат, выполненный по характерной аэродинамической схеме «летающее крыло» с применением технологии «стелс», что ряду СМИ дало повод заключить, будто китайская новинка внешне во многом повторяет американские БЛА – разведывательный RQ-170 Sentinel и палубный ударный X-47B. Достоверно известно, что аппарат RQ-170 в 2011 г. был захвачен вооруженными силами Ирана. По некоторым данным, вскоре с целью его изучения в этой стране побывала группа китайских специалистов. Зная стремление китайской авиапромышленности к обратному инжинирингу и творческому переосмыслению чужих разработок, скорее всего и при создании CH-7 не обошлось без «прообразов». Да, CH-7 оснащен одним ТРДД, воздухозаборником в верхней части фюзеляжа и надфюзеляжным плоским соплом, трехстоечным шасси, двумя отсеками вооружения, зубчатыми кромками створок и имеет прочие сходства с американскими БЛА. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что о полном копировании говорить трудно, т.к. китайская новинка все же имеет аэродинамические и компоновочные отличия: иную геометрию крыла, другие углы стреловидности передней и задней кромок крыла, отличающуюся форму воздухозаборника. Главный конструктор семейства БЛА CaiHong (CH) Ши Вэнь уверял журналистов в ходе авиасалона, что компанией были проанализированы дизайн и компоновки всех современных и перспективных беспилотных аппаратов схемы «летающее крыло» (в т.ч. X-47B, Neuron и Taranis) и в результате «был создан БЛА по собственной оригинальной технологии, не копирующей существующие образцы».

Судя по рекламным данным, массогабаритные параметры также будут отличатся. Длина БЛА CH-7 составляет 10 м, а размах крыла – 22 м, тогда как у RQ-170 размах 27,4 м, а у X-47B – около 19…20 м. Исходя из известных данных X-47B, максимальная взлетная масса CH-7 может составить порядка 20 т, однако на выставке сообщалось, что этот параметр у китайского “летающего крыла” всего 13 т, масса полезной нагрузки – 2 т, а запас топлива – 6…7 т. Высота полета CH-7 составляет 10000…13000 м, крейсерская скорость соответствует 0,5…0,6М, а максимальная – 0,75М.

Основным назначением БЛА, по заявлениям представителей компании, является «преодоление линии противовоздушной обороны и противодействие самолетам ДРЛО противника». При этом БЛА сможет взаимодействовать с другими беспилотниками и пилотируемыми летательными аппаратами. Среди различного вооружения во внутренних отсеках могут размещаться противорадиолокационные и противокорабельные управляемые ракеты. Кроме того, БЛА сможет выполнять задачи разведки и РЭБ. Судя по представленному на выставке видеоролику, БЛА рассматривается в качестве палубного для перспективных китайских авианосцев.

Несмотря на то, что в ходе авиасалона демонстрировался лишь довольно грубо выполненный макет, в официальном сопроводительном видеоролике оптимистично отмечалось, что дата первого полета намечена уже на 2019 г, а развертывание производства – на 2022 г.

На авиасалоне было представлено еще два прототипа «стелс»-БЛА, выполненных по схеме «летающее крыло». Это Skyhawk корпорации CASIC и аппарат без названия корпорации AVIC. Последний, представляет собой, скорее всего, уменьшенную модель-демонстратор. Никакой информации по нему не распространялось. БЛА Skyhawk имеет компоновку, схожую с БЛА RQ-170, и предназначен для выполнения разведки. Его максимальная взлетная масса составляет, в отличие от заокеанских и местных аналогов, всего 3 т. Ранее компания CASIC работала над БЛА-демонстратором Tian Ying (Sky Eagle), начавшим летные испытания в декабре 2017 г. – январе 2018 г. Эксперты полагают, что он является предшественником БЛА Skyhawk.

AVIC (фото: П. Бутовски)
Skyhawk

Китайская компания ZT Guide Control представила макет перспективного скоростного БЛА FL-71, выполненного по технологии “стелс”. В отличие от вышеописанных аппаратов, он имеет ромбическую компоновку с V-образным хвостовым оперением. Масса аппарата 3 т., масса полезной нагрузки – 100 кг, а максимальная скорость полета должна быть около 1,8М. Дальность полета – около 800 км. Перспективы и состояние работ по нему пока не известны, также как и по другому проекту этой компании, получившему обозначение FL-2. Такой БЛА-“летающее крыло” будет иметь взлетную массу 22 т. и предназначен для выполнения грузовых перевозок (до 6 т.) на расстояние до 7000 км на скоростях до 900 км/ч.

FL-2
FL-71

В одном из видеороликов был представлен концепт двухдвигательного палубного БЛА-“летающее крыло” неизвестного типа.

«Predatorостроение»

Хорошо известные БЛА семейства Wing Loong I пополнились на нынешней выставке полноразмерными образцами модернизированного беспилотника Wing Loong I-D, а также их «старшего брата» Wing Loong Wing II, представленного впервые в облике GJ-2 – варианте, принятом на вооружение НОАК. В отличие от Wing Loong II, беспилотник GJ-2 (борт №53130) не имеет законцовок крыла.

GJ-2
Wing Loong I-D

Ранее Wing Loong I-D, разработанный институтом Chengdu Aircraft Design & Research Institute корпорации AVIC, демонстрировался только в виде модели на Airshow China 2016. Эта версия выполнена на 70% из композиционных материалов (планер), имеет увеличенный размах крыла и более мощный двигатель. Его взлетная масса выросла до 1500 кг и размещение вооружения возможно на 4-х внешних подвесках.

Линейка БЛА CH-4 и CH-5 в этот раз не пополнилась новыми вариантами. Единственным отличием представленного образца CH-5 было наличие подфюзеляжного контейнера и измененного состава вооружения.

CH-5

Государственная аэрокосмическая научная и промышленная корпорация CASIC (China Aerospace Science and Industry Corporation) представила новый ударный БЛА WS-700 класса MALE/HALE. Аппарат во многом повторяет аэродинамическую схему и компоновку MQ-9 Reaper, а также других китайских БЛА типа CH-4 и Wing Loong 1, однако вместо поршневого двигателя с толкающим винтом на нем применен ТРД. По данным, представленным в ходе салона в Чжухае, WJ-700 имеет взлетную массу 3,5 т, а продолжительность его полета составляет 20 часов. Другие характеристики БЛА не раскрываются. По данным CASIC беспилотник предназначен для выполнения разведывательных, ударных и противокорабельных задач. Аппарат сможет нести различное вооружение класса “воздух-поверхность”, в частности, на четырех узлах внешней подвески могут устанавливаться ракеты C-701, C-705KD, CM-502KG и CM-102. Состояние работ по БЛА пока не известно.

WS-700

Компания Aeromarine Intelligent Equipment Company (подразделение CSIC) представила БЛА HK-5000G, предназначенный для работы с авианосцев. Аппарат имеет складное крыло. Его максимальная взлетная масса составляет порядка 5 т (4…6 т), масса полезной нагрузки – 480 кг. Радиус действия – до 2500 км. Продолжительность полета – до 12 ч. Беспилотник может использоваться для разведывательных и ударных операций, для чего предусмотрена установка ОЛС и ракетного вооружения на двух внешних подвесках. Применение аппарата возможно либо автономно, либо в координации с боевыми самолетами. Для взлета планируется использовать катапульту.

HK-5000G

Беспилотник класса MALE BZK-005 фирмы Beihang UAS представляется на выставках уже не первый раз. Он выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом. По всей видимости, БЛА уже находится в эксплуатации НОАК. Впервые на прошедшем авиасалоне комплекс демонстрировался в экспортной версии BZK-005E Eagle E (разрешение на экспорт получено в сентябре). Размах крыла этого варианта БЛА – 18 м. Максимальная взлетная масса составляет 1500 кг (для BZK-005 сообщался параметр в 1250 кг). Масса полезной нагрузки – 370 кг (против 150 кг). Продолжительность полета – до 40 часов.

BZK-005E

В 2017 году в семействе беспилотников компании Beihang UAS появился ударный вариант TYW-1, который имеет четыре узла подвески для ракет класса «воздух-воздух», «воздух-поверхность» и разведывательных контейнеров. Беспилотник в такой версии прошел испытания с пуском ракет и бомб на полигоне на северо-западе Китая.

Фирмы-разработчики Tengden и Poly Technologies представили «хероноподобный» двухдвигательный БЛА класса MALE/HALE TW328 (TB или Scorpion) с двухбалочным хвостовым оперением и четырьмя узлами внешних подвесок для установки вооружения или разведывательных контейнеров. Среди возможных вариантов нагрузки были продемонстрированы ракеты CM-502KG, C-701K и FT-9, а также два типа УАБ.

В ходе выставки обнародованы следующие характеристики TW328: размах крыла – 20 м, длина фюзеляжа – 10 м, максимальная взлетная масса – 2800 кг, потолок – 8000 м, максимальная дальность полета – 7500 км, продолжительность полета – 45 ч, скорость полета – 280 км/ч.

В гражданской версии беспилотник TB Scorpion предлагается для транспортировки грузов в сбрасываемых подкрыльевых контейнерах. Известно, что в 2017 г. одна из китайских компаний уже использовала модифицированный аппарат TB-001 в качестве средства доставки грузов.

TW328
“TB” с контейнером

Компания ZT Guide Control кроме малозаметных «летающих крыльев» продвигает проект БЛА класса HALE FL-1 (Flying Loong 1) с шестью подкрыльевыми узлами подвески вооружения. Беспилотник представлен в виде полноразмерного макета. Из рекламных материалов известно, что БЛА имеет максимальную взлетную массу 3,2 т, а масса топлива и полезной нагрузки составляет 1,4 т. Радиус действия беспилотника – более 250 км, крейсерская скорость полета – 200…240 км/ч, а общее время нахождения в воздухе достигает 45 ч.

FL-1

Транспортные БЛА самолетного типа

Компании Tengden и Poly Technologies кроме БЛА TW328 представили еще несколько БЛА аналогичной двухбалочной схемы, но более тяжелые. Это проекты 65-тонного грузового БЛА TW765 и модульного транспортного TW356 (TC).

TW356 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, при этом модульная полезная нагрузка размещается посередине (как бы вместо фюзеляжа). Это может быть стандартный грузовой отсек, модули с РЛС, системами связи, РЭБ или дистанционного зондирования. Аппарат TW356 имеет длину 12,8 м, а размах крыльев – 26,2 м. Максимальная взлетная масса составляет 5,6 т, максимальная скорость полета – 330 км/ч, потолок – 9000 м. Продолжительность полета – 30 ч, а максимальная дальность – 7000 км.

TW356

Самый крупный 65-тонный БЛА TW765, представленный компаниями в виде модели, имеет схожую компоновку, но должен быть оснащен четырьмя ТРД. TW765 сможет применяться не только для решения транспортных задач, но и для ведения разведки или выполнения функций самолёта ДРЛО. Аппарат получит размах крыльев около 40 м, масса полезной нагрузки составит 24 т, дальность полета – 7500 км, скорость полета – до 0,65М.


Фото: Михаил Жердев (mail@muxel.aero)

Оставьте комментарий