«ОМО им. П. И. Баранова»: через 100-летие к новым рубежам!

19 августа 2016 г. в Омске широко отмечался 100-летний юбилей одного из крупнейших предприятий Сибирского региона – «Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех).

Предприятию, которое теперь именуется Филиал «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (с 2011 г.), в настоящее время отводится весомая роль в рамках «ОДК». Как отметил технический директор «Салюта» Сергей Ляшенко в ходе пресс-тура по омскому филиалу, теперь «ОМО им. П. И. Баранова» становится не просто поставщиком комплектующих и деталей в рамках тесной кооперации с другими предприятиями «ОДК», но ему предстоит освоить окончательную сборку перспективных двигателей. Проекты реализуются в рамках гособоронзаказа и федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», а также по линии военно-технического сотрудничества.

В частности, в преддверии юбилея омского предприятия было объявлено о том, что на базе «ОМО» с 2018 г. будут развернуты сборка, испытания и отгрузка турбовинтового двигателя ТВ7-117 в вариантах ТВ7-117СТ и ТВ7-117СМ для легкого военно-транспортного самолета Ил-112В и пассажирского Ил-114, соответственно. Головным определен «Салют», но «финалистом» по этим двум вариантам двигателя станет именно омский филиал. Под это готовится специальное сборочное производство, реализуются подготовительные технико-технологических мероприятия – ввод в строй модернизированных испытательных стендов, приобретение и развертывание нового оборудования и оснастки. По словам Сергея Ляшенко, сборка ТВ7-117СМ/СТ будет вестись в отдельном корпусе, который сейчас реконструируется и переоснащается, в нем должна быть выстроена поточная линия сборки.

Двигатель будет изготавливаться в расширенной кооперации площадок «Салюта» и других предприятий, входящих в ОДК. Кроме финальной сборки и испытаний готовых двигателей, за омской площадкой закреплено производство отдельных деталей и узлов. Это, прежде всего, диски турбины и компрессора – т.е. детали горячей части двигателя. «Мы готовимся выполнить сборку первого ТВ7-117СМ в августе 2017 года, таким образом, через год будет полностью запущено сборочное производство», – пояснил Сергей Ляшенко.

Что касается третьей версии двигателя – вертолетного ТВ7-117В, то газогенератор этого двигателя по кооперации планируется собирать в Москве и поставлять в АО «Климов». При этом, та же номенклатура деталей и узлов, как в случае с ТВ7-117СТ и ТВ7-117СМ, будет производиться в Омске и для версии ТВ7-117В.

Кроме того, предприятие участвует в программе еще одного вертолетного турбовального двигателя ВК-2500. За омским филиалом закреплен выпуск номенклатуры деталей как первой категории (окончательная поставка сборочных единиц), так и выпуск заготовок и штамповок из алюминиевых и магниевых сплавов.

Большое значение для «ОМО им. П.И. Баранова» имеет программа турбореактивного двухконтурного двигателя АИ-222-25. В течении 2015 г. в рамках программы по импортозамещению на «ОМО им. П.И. Баранова» было срочно освоено серийное производство узлов газогенератора, а также других недостающих деталей и сборочных единиц двигателя (производимые ранее на АО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс»). Производимая на «ОМО им. П.И. Баранова» горячая часть (газогенератор) АИ-222-25 поставляется на московскую площадку, где производится окончательная сборка и отгрузка двигателя.

Предприятие вошло в круг кооперации по производству модернизированного двухконтурного турбовентиляторного трехвального двигателя НК-32, предназначенного для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160М2. За предприятием закреплен выпуск ряда деталей и узлов роторной части турбины двигателя, в том числе диски, валы, дефлекторы – та же горячая часть, что и в случае с ТВ7-117.

Омские моторостроители участвуют в программе производства модернизированного двухконтурного турбореактивного двигателя с форсажной камерой РД-33МК для истребителей МиГ-29К, МиГ-29КУБ и МиГ-35. В этой работе за «ОМО им. П. И. Баранова» закреплена определенная номенклатура деталей и узлов данного изделия. Первая продукция уже изготовлена и поставлена смежникам (сборка и отгрузка всего изделия будет производится в «УМПО»).

Среди другой продукции, выпускаемой «ОМО им. П. И. Баранова», – силовая установка ВСУ-10 для самолетов типа Ил-96 и Ил-76. По этой программе ведется изготовление и ремонт изделий. Заказчики – СЛО «Россия» и другие эксплуатирующие самолет Ил-96 организации. Предприятие участвует в комплектовании двигателей типа АЛ-31Ф, в частности, осуществляется предварительная механическая обработка ряда деталей для отправки в «УМПО» и «Салют». Филиал в кооперации с другими авиационными предприятиями изготавливает блоки приводов и слежения для унифицированных подвесных агрегатов заправки УПАЗ, УПАЗ-1 и подвесных агрегатов заправки ПАЗ-МК для оснащения самолетов-заправщиков Су-24М, Ил-78 (Ил-78М) и МиГ-29К/КУБ. На долю филиала приходится около 40% от общего объема работ по данным изделиям. Кроме того, с московской площадки «Салюта» в Омск были переданы работы по изготовлению и ремонту газотурбинного двигателя ГТД-20C, предназначенного для привода промышленных электрогенераторов.


Технологии как у «Роллс-Ройса»…

На омском предприятии недавно вступила в строй роботизированная линия Magerle. Это гордость предприятия. По словам Сергея Ляшенко, такая специализированная линия является самым высокотехнологичным производством в России. «Есть только в Омске и на «Роллс-Ройсе», – отметил Сергей Ляшенко.

Среди других технологических новшеств «ОМО им. П.И. Баранова» – реконструкция корпуса жаропрочного литья, с планом завершения работ до конца 2016 г. Также с московской площадки должна быть переведена в Омск роботизированная ячейка по изготовлению керамических оболочек – фактически цех полного цикла изготовления рабочих и направляющих лопаток газотурбинного двигателя. «Тот завод, который способен делать рабочие и направляющие лопатки, — тот может делать двигатели полностью. Если завод не владеет этой компетенцией, то, соответственно, это только сборочное производство», – обстоятельно разъяснил Сергей Ляшенко.

«Обновление предприятия продолжается непрерывно. В цеха поступают станки, которые не только обеспечивают большую точность и скорость при изготовлении деталей, но и позволяют обрабатывать детали одновременно в нескольких плоскостях. Только один из последних примеров – введен в эксплуатацию уникальный роботизированный комплекс на участке глубинного шлифования рабочих и сопловых лопаток для АИ-222-25», – отметил и.о. директора «ОМО им. П.И. Баранова» Игорь Цайтлер.

Сергей Ляшенко рассказал, что ведется подготовка к формированию на «ОМО им. Баранова» центра технологических компетенций по магниевому литью, «Салют» по данному направлению тесно сотрудничает с Московским авиационным институтом (МАИ). ЦТК заработает полностью на отечественных технологиях. Для реализации программы на территории филиала планируется строительство нового цеха цветного литья.

При этом, более половины имеющихся площадей завода сейчас не используются в виду отсутствия массового серийного производства, которое было заложено во времена СССР. Многие сооружения находится в аварийном состоянии и их содержание не целесообразно. Сергей Ляшенко рассказал о том, что ранее в них на потоке производились двигатели АЛ-21. В будущем на этих «неудобьях», площадью в 40 Га (всего заводских площадей – около 100 Га), планируется развернуть Технопарк, который бы стал общей для многих предприятий «ОДК» площадкой для развития и апробирования передовых технологий.

Исторические размышления…

Нынешний юбилей стал лишь информационным поводом для того, чтобы широко представить сегодняшний сильно изменившийся облик предприятия, ход реконструкции производства и амбиционные планы на будущее. К слову, сама юбилейная дата, как бы это сказать… Весьма условная. Ну, никак не 2016 г.! Дело в том, что если обратиться к документам архивов*, то становится очевидно следующее: моторостроительное производство в г. Александровске (с 1921 г. переименован в г.Запорожье) Екатеринославской губернии на левом берегу Днепра было организовано уже в 1915 г. на базе небольшого металлообрабатывающего завода, основанного, в свою очередь, в 1910 г. Именно тогда, в 1915 г., а не в 1916 г., АО “Дюфлон и Константинович” (АО “Дека”) открыло здесь отделение по производству иностранных поршневых авиамоторов. Вскоре после своего образования, на предприятии развернулась сборка моторов “Аргус” 100НР. В начале Европейской войны для расширения мощностей в г.Александровске в декабре того же 1915 г. фирмой был приобретен местный завод с/х. инструмента братьев Мознаим и в 1916 г. началось строительство новых корпусов. Далее, с 1916 г. приступили к выпуску моторов “Мерседес” 129НР, а чуть позже – “Мерседес” 168НР. Поработал завод недолго. В 1917 г. фактически прекратил действовать по основному профилю, был законсервирован, потом разграблен в пучине Гражданской войны. Лишь в 1920 г. начал восстанавливаться под наименованием ГАЗ-9… В общем, с датой неточность вышла. Хотя, к слову, АО “Мотор Сич” вовсе исчисляет свою историю аж с 1907 г.

И второй момент. Можно задаться вопросом, почему историю ОМО принято вести от даты образования завода в г.Александровске, а не от момента развития моторостроения в Омске? Дело в том, что в Омске, куда перебазировался завод №29 в 1941 г. не было моторостроения. На омской площадке лишь в 1939 г. начинал формироваться завод-дублер №166 НКАП на территории другого предприятия, переданного в НКАП из НКлеса. Сначала новый завод был подчинен 10ГУ НКАП и планировалось развивать работы по авиалыжам и винтам, но затем он перестраивался и числился уже при 6ГУ (с 1940 г.). Потом профиль предприятия был вновь изменен: с июня 1940 г. на заводе №166 планировалось начать производство авиамоторов М-120, для чего он был передан из 6ГУ в ведение 3ГУ НКАП. Опять временно. В том же 1940 г. завод перешел в подчинение 10ГУ НКАП и началось развертывание производства самолетов-бомбардировщиков…

Таким образом, завод №29 НКАП в полном составе (с коллективом и оборудованием) был эвакуирован в Омск практически на неподготовленные для моторного производства площади. Здесь не было местного коллектива моторостроителей. Это произошло в сентябре 1941 г. в соответствии с приказом НКАП №844сс от 12.8.1941 г. Тут завод №29 НКАП (3ГУ) продолжил действовать самостоятельно. Разместился на переданной ему части площадей 166-го завода, площадях завода с/х машин им. Куйбышева и складов УГМР. На прежних площадях в г.Запорожье в 1944 г. образован новый завод №478 НКАП (из него выросли АО “Мотор Сич” и ГП «Ивченко-Прогресс»)…

*) Паспорт завода №29 от 1933 г. (Из перечня паспортов моторных заводов ГУАП: РГАЭ, ф.8044, оп.2, д.3006) и паспорт завода №29 3ГУ от 1939 г. (Документ РГАЭ, ф.8044, оп.2, д.3021).

2 комментария к “«ОМО им. П. И. Баранова»: через 100-летие к новым рубежам!”

  1. “Исторические размышления…”

    Главное, что есть что отмечать в качестве дееспособного, работающего предприятия с более-менее ясными перспективами, не всем так повезло(

    “на базе «ОМО» с 2018 г. будут развернуты сборка, испытания и отгрузка турбовинтового двигателя ТВ7-117 в вариантах ТВ7-117СТ и ТВ7-117СМ”

    Потрясающе! Я так понимая в полку мертвецов прибыло, и ведомые собственной высшей мудростью манагеры ОДК таки решились окончательно угробить ММП Чернышева?

    “Головным определен «Салют»”

    А чего это так Климов оттерли?

    Ответить
    • 1. ОМО живет… Но полно контрастов, конечно…
      2. Пока так: до 2018 г. предприятием по финишной сборке ТВ7-117 будет АО «ММП имени В. В. Чернышева»…, потом ОМО…
      3. “Климов” будет клепать вертолетную версию ТВ7-117В…

      Ответить

Оставьте комментарий