«Орланы»: еще две новые птицы

ООО «Специальный технологический центр» (СТЦ) редко представляет свои разработки на выставках, не проводит рекламные кампании и даже не имеет интернет-сайта, однако является ведущим разработчиком и поставщиком ряда БЛА малого и среднего класса, успешно применяющихся в ВС и силовых структурах РФ.

Среди вновь показанных на Форуме «Армия-2015» образцов можно отметить БЛА «Орлан-50» и «Орлан-30», а также специальные модификации широко известного «Орлан-10», представленные, в том числе, на стендах нескольких организаций-эксплуатантов. Все три БЛА были также выставлены на стенде Управления (строительства и развития системы беспилотных летательных аппаратов) ГШ ВС РФ, которое образовано в начале 2013 г для координации работ, подготовки личного состава и обеспечения применения комплексов БЛА, аэростатных комплексов и дирижаблей в вооруженных силах РФ.

Самым распространенным и активно используемым в войсках является многофункциональный беспилотный комплекс с БЛА «Орлан-10». Он производится крупными сериями, уже не раз демонстрировался на учениях и засветился в «горячих точках». Опыт эксплуатации в различных географических и климатических условиях показал их высокую надежность и эффективность. Компания «СТЦ» ежегодно наращивает поставки для МО РФ этих комплексов в шести основных модификациях, отличающихся целевыми нагрузками. Известно, что в этом году Морская авиация Черноморского флота пополнилась беспилотниками «Орлан-10». Недавно, в мае 2015 г подразделение БЛА «Орлан-10» Восточного военного округа, дислоцированное на Чукотке, приступило к мониторингу российской арктической зоны. Кроме того, комплексы с БЛА «Орлан-10» в июне 2015 г поступили в Юргинскую мотострелковую бригаду Центрального военного округа, которая дислоцируется в Кемеровской области.

БЛА «Орлан-10» из комплекса РЭБ  «Леер-3»
БЛА «Орлан-10» из комплекса РЭБ «Леер-3»
БЛА «Орлан-10» в «морской версии»
«Оморяченый» БЛА «Орлан-10» (Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова)

Аппарат «Орлан-10» выполнен по нормальной (самолетной) аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом большого размаха с одним ДВС, его длина – 1,8 м, размах крыла – 3,1 м. В базовой версии максимальная взлетная масса составляет 20 кг, масса целевой нагрузки – до 5 кг (ранее сообщались данные – 18 и 3 кг, соответственно). Он способен решать разведывательные задачи в радиусе до 500 км (дальность канала связи и передачи данных – 100 км) в течение значительного времени – до 10 ч. Стандартный набор целевой нагрузки аналогичен другим БЛА линейки «Орлан».

Вполне естественно, что столь удачный комплекс стал базой для создания различных вариантов и проведения испытаний новых систем. В частности, с конца прошлого года в мотострелковые соединения ВВО, дислоцированные в Приморском крае и Сахалинской области, поступили специальный БЛА «Орлан-10», оборудованный комплексом РЭБ (для подавления радиосигналов) в составе комплекса «Леер-3». Комплекс демонстрировался на стенде Управления начальника войск РЭБ (УНВ РЭБ ВС РФ). Существует вариант комплекса с БЛА «Орлан-10», предназначенный для обнаружения и определения местоположения источников радиоизлучения ОВЧ-УВЧ диапазона, их регистрации для последующего технического анализа и автоматической классификации. На стенде Главного управления связи ВС РФ (Академии связи) демонстрировался вариант радиоэлектронного комплекса «Орлан-10», предназначенного для сбора, хранения и комплексной аналитической обработки данных радиомониторинга, а также для обеспечения связи группировки сил.

На стендах «СТЦ» и Управления БЛА ГШ ВС РФ также впервые был показан перспективный комплекс с БЛА «Орлан-30» самолетного типа. В ходе Форума представитель компании «СТЦ» Алексей Критский сообщил, что разработка полностью завершена и беспилотник в настоящее время проходит государственные испытания, завершение которых ожидается к концу 2015 г. Аэродинамически БЛА является увеличенным «Орлан-10», оснащен более мощным ДВС и имеет взлетную массу около 30 кг при массе целевой нагрузки – до 10 кг (в зависимости от конфигурации). Размеры БЛА составляют 2,43 (длина) на 3,8 м (размах крыла). Радиус действия аппарата – до 500 км, а продолжительность полета – до 16 ч. Комплекс будет включать два БЛА со сменными целевыми нагрузками и наземный пункт управления.

БЛА «Орлан-30»
БЛА «Орлан-30» (на переднем плане)
БЛА «Орлан-30»
БЛА «Орлан-30»

Также на форуме впервые представлен в виде натурного макета еще один БЛА – «Орлан-50». Это самый тяжелый в линейке аппаратов самолетной схемы ООО «СТЦ». Аппарат выполнен по традиционной нормальной схеме, имеет такие же длину (2,43 м) и размах крыла (3,8 м), как и у «Орлан-30». Несмотря на схожие размеры «Орлан-30» и «Орлан-50» в конструктивно-технологическом плане разные модели. Основным отличием «Орлан-50» является применение двигательной установки с двумя бензиновыми ДВС с крыльевым размещением. Аппарат потяжелел: его максимальная взлетная масса составит уже порядка 50 кг. Целевая нагрузка может включать различное оборудование общей массой до 15 кг. Одновременно возможна установка 3-4 типов нагрузок, такой, как: фотокамера высокого разрешения, телевизионная или тепловизионная камера, совмещенная ИК/ТВ система, модуль радиомониторинга сетей связи, пеленгатор радиосигналов в широком диапазоне, модуль интеллектуального искажения СНС, ретранслятор каналов управления и телеметрии БЛА серии «Орлан», модуль радиационного контроля. БЛА сможет выступать носителем планирующих контейнеров, отработанных на БЛА «Орлан-10». Остальные характеристики будут практически теми же, что и у «Орлан-30». Радиус действия – 500 км, скорость полета – 90…180 км/ч, продолжительность полета – 15 ч, максимальная высота полета – 5000 м. Взлет и посадка осуществляется так же, как и у выше названных «Орланов»: взлет – с катапульты, посадка – на парашюте. Разработчики планируют реализовать передачу фото (видео) данных по криптозащищенному командно-телеметрическому каналу. Дальность каналов без ретрансляции составит 100 км. Каждый БЛА в группе сможет работать в качестве ретранслятора канала для остальных. В комплекс может входить до 4-х БЛА, которые управляются с одного НПУ.

БЛА «Орлан-50»
БЛА «Орлан-50»
Модель БЛА «Орлан-50»
Модель БЛА «Орлан-50»

Относительно состояния работ Алексей Критский сказал, что «разработка проекта «Орлан-50» находится на этапе аэродинамических исследований в АДТ и корректировки аэродинамической схемы».

Оставьте комментарий