ТВМ-2014: “Фазотрон” о планах разработки 3D АФАР для БЛА и не только…

«Фазотрон-НИИР» перешел на 3D-технологии

Юрий ГУСЬКОВ, Генеральный конструктор Корпорации «Фазотрон-НИИР».

Российская корпорация «Фазотрон-НИИР» известна своими передовыми разработками в области авиационных радаров. В преддверии выставки «Оборонэкспо-2014» генеральный конструктор корпорации Юрий Гуськов рассказал изданию Show Observer, над какими новыми технологиями специалисты «Фазотрон-НИИР» работают в настоящее время.

— Юрий Николаевич, известно, что корпорация уже приступила к разработке авиационных радаров на основе 3D-технологий. На какой стадии находится эта программа?

— Сразу скажу, что работа продвигается успешно. Этот радар сейчас находится в процессе изготовления, мы собираем первый комплект. Приемопередающие модули нам поставляет НИИ полупроводниковых приборов из Томска, а сам радар, его системы управления и охлаждения— это все за нами. В этом году мы должны сделать три прототипа и приступить к испытаниям: проверить все системы, сканирование и формирование луча, проверить работу всех приемопередающих модулей. Новая станция состоит из трех блоков. Первый — это активные фазированные решетки на основе 3D-технологии, второй — приемозадающий блок, третий —вычислительная система.

— Какими способностями будет обладать этот новый радар?

— Упомянутые блоки интегрировали самое главное — излучение, прием локационных сигналов и их обработку по алгоритмам, чтобы обеспечить обнаружение воздушных целей в любой полусфере, их маневры, местоположение и при необходимости дать возможность доставить оружие для их поражения. Сейчас в авиации все чаще используется режим «воздух — поверхность». Если раньше всех устраивало картографирование с разрешением 5х5 или 3х3 м, то сейчас уже требуется минимум 1х1 м, а на нашем новом радаре достигается разрешение 0,5х0,5 м. При таком разрешении мы имеем уже практически радиовидение, т. е. воспроизведенное локационное изображение становится близко к нашему визуальному восприятию.

Если один-два излучателя из тысячи вышли из строя, это не скажется на диаграмме направленности всей АФАР, чем она и хороша. Но многих заказчиков интересуют вопросы эксплуатации: будут ли неисправные модули так же быстро заменяться, как раньше (на радаре с АФАР «Жук-АЭ». — Прим. ред.)? Я говорю, теперь побольше придется приложить усилий, но будет сохраняться возможность замены модулей. Разница только в том, что на предыдущем поколении АФАР снятие-установка ППМ делалась за 15 мин, а сейчас на это потребуется 30 мин. Но принципиально такое возможно в полевых условиях.

— На какие платформы смогут устанавливаться новые радары?

— Переход на технологи 3D — это, конечно, заказ на будущее. Сегодня мы делаем такой локатор для беспилотника большой продолжительности полета «Альтаир», который разрабатывается казанским ОКБ им. Симонова (бывшее ОКБ «Сокол». — Прим. ред.) для Вооруженных сил России в рамках программы «Альтиус». Этот радар имеет две боковые антенны и одну антенну переднего обзора. Программа «Альтиус» прошла стадию НИР. В следующем году планируется перейти к этапу опытно-конструкторских работ. К этому моменту мы должны провести стендовую отработку нашего локатора, все виды испытаний в камерах и после этого установить его на летательный аппарат, предоставленный ОКБ им. Симонова. Далее испытания нового радара будут проводиться уже на самом беспилотнике. На нем же будет стоять и другой наш локатор, который сейчас успешно разрабатывается. Это локатор дециметрового P-диапазона — 70 или 100 см. Он может успешно видеть под листвой густого леса и будет использоваться в чисто разведывательных целях.

— Могут ли новые радары с АФАР на основе 3D-технологий появиться на управляемых платформах, в частности на перспективном легком истребителе пятого поколения?

— Такая возможность у нас в плане есть. Работа ведется по двум направлениям. С одной стороны, мы проводим информационно-рекламную кампанию с целью вызвать заинтересованность иностранных заказчиков, а с другой — выполняем работы в интересах российского рынка. Сегодня вопрос стоит так: фронтовой истребитель должен иметь радар с активной фазированной решеткой. Локатор с механическим сканированием может делать много, но АФАР имеет ряд преимуществ, в первую очередь по надежности, которая выше в 4–5 раз. А на истребителе пятого поколения просто обязана быть АФАР.

Мы еще в 2010 г. освоили технологию активной фазированной решетки, все ее элементы: непосредственно излучатель, приемопередающий модуль, распределительную систему, источники питания. Хорошо, что начали с вполне определенной технологии радара с АФАР для истребителя МиГ-35. По этой же технологии делаются и приемо-передающие модули 3D. Переход на 3D-технологии приводит к тому, что локатор становится все меньше и меньше по массогабаритным характеристикам. Всё интегрируется и сжимается. Локатор 1980 г. для самолета МиГ-29 весил около 300 кг. Через 10 лет его вес стал 220 кг, а сейчас он будет около 130 кг. Поэтому, честно говоря, я горд, во-первых, тем, что первый радар с АФАР в России появился у нас, на «Фазотроне», а во-вторых, потому что мы не остановились на этом и стали весьма успешно развивать технологию 3D. На горизонте же «пленочная» технология АФАР в сочетании с использованием радиофотоники.

Источник: «ShowObserver ОБОРОНЭКСПО–2014», стр. 12 (СРЕДА | 13 АВГУСТА 2014). Интервью подготовил Максим Пядушкин.

Оставьте комментарий