КРЭТ: импортозамещение и развитие

Пресс-конференция Генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Александровича Колесова о результатах работы Концерна за прошедшие три года и о текущих работах

(10 июля 2014 г.)

В мероприятии принимали участие Первый заместитель генерального директора КРЭТ Насенков Игорь Георгиевич и Заместитель генерального директора Тюлин Андрей Евгеньевич.

Среди ряда затронутых вопросов, на мой взгляд, интересными были следующие.

IMG_20140710_102148

 

Импортозамещение

Отмечалось, что одной из актуальных тем сегодня является скорейшее и полное импортозамещение. Прежде всего это касается гражданских программ и, от части, военных.

Как отметил Николай Колесов, импортозамещение потребуется в связи с прекращением поставок комплектующих от ряда украинских предприятий, а также от некоторых американских фирм, с которыми развертывалось сотрудничество по перспективным гражданским программам.

Проблемы поставок из Украины связаны с тяжелым экономическим положением и нежеланием нового руководства страны продолжать хорошо налаженное взаимовыгодное сотрудничество.

Как отметил руководитель Концерна, зависимость предприятий КРЭТ от украинских поставщиков была не столь критичной и не должна вызвать долгосрочных и серьезных осложнений при проведении уже начатых мероприятий по наладке выпуска в России всех ранее закупаемых комплектующих.

Николай Колесов и Андрей Тюлин не называли конкретных объемов и наименований образцов подобной техники, но заверили, что к концу года все проблемы с импортозамещением из Украины будут решены. «Если честно, в организационном плане и в плане технологической независимости ─ это даже плюс. Нам с трудом удавалось контролировать и обеспечивать приемлемый уровень качества поставляемых из Украины комплектующих, т.к. свою военную приемку “посадить” там было невозможно и приходилось довольствоваться тем, что есть. Теперь же мы сможем на новом технологическом уроне и с нужными параметрами качества сами выпускать всё необходимое. Здесь нет существенных проблем и это вопрос всего лишь небольшого времени», ─ прокомментировал Николай Колесов.

Что касается сотрудничества с американскими партнерами, то в рамках санкций, объявленных в США по отношению России, у ряда компаний просто были отозваны лицензии на поставку ряда комплектующих и передачу технологий.

Следует полагать, что прежде всего речь идет о совместной работе с Rockwell Collins и Honeywell по оснащению БРЭО перспективного пассажирского самолета МС-21.

«Нам придется переориентироваться на поставщиков из Юго-Восточной Азии и еще не известно кто выиграет от санкций. Процесс переориентирования на новых партнеров довольно глубокий и в случае, если санкции будут отменены, то быстро вернуться к сотрудничеству не получится», ─ отметил Николай Колесов.

Кроме поставок комплектующих и систем из-за санкций придется начать закупки оборудования и станков в тех же странах Юго-Восточной Азии. По словам Колесова, уже сейчас из-за санкций приостановки работы с американскими компаниями возникли определенные проблемы по двум контрактам, в т.ч. по линии Раменского приборостроительного завода (по подложкам и зеркалам).

 

Планы совместных работ с Diamond Aircraft … и по БЛА

КРЭТ совместно с компанией Diamond Aircraft (Австрия) ведет работы по “русификации борта” всех легких самолетов, производимых и поставляемых на российский рынок ростеховским предприятием УЗГА, которое также является партнером этой австрийской компании. Идея заключается в практически полной замене имеющихся бортовых систем на системы, производимые в КРЭТ.

«Трехсторонние переговоры в этом направлении идут активно и мы скоро получим конкретные результаты, создается совместная рабочая группа с участием австрийцев», ─ отметил Андрей Тюлин.

Прежде всего, речь идет о самолетах DA-40NG Tundra и DA-42 Twin Star. Планируется, что данная авионика будет устанавливаться на самолеты Diamond Aircraft/УЗГА, поставляемые не только в России, но и за рубеж.

Андрей Тюлин также сообщил, что на предстоящей выставке «Технологии в машиностроении 2014», которая пройдет в августе в г.Жуковском, Корпорация на своем стенде среди прочих разработок планирует представить предложения по комплексному оснащению унифицированными системами БРЭО как легких самолетов, так и перспективных БЛА. Речь идет о планируемом к показу на ТВМ-2014 проекте борта БЛА (пилотажная система, топливная система, кабельная и т.д.), который разрабатывается в КРЭТ в инициативном порядке. Это универсальный борт для БЛА любого типа – военного и гражданского назначения, самолетной или вертолетной схем.

Работами над рядом проектов радиолокационных систем для БЛА и легких самолетов занимается ГРПЗ (в частности, создается малогабаритный ответчик госопознавания) и «Фазотрон» (РЛС для БЛА).

Дан старт двум инвестиционным проектам, предусматривающим реконструкцию и перевооружение производственной площадки в г. Рязани. Проекты реализуются в рамках федеральной целевой программы “Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2012 – 2020 годы» и предусматривают модернизацию производственных мощностей по выпуску радаров для боевых вертолетов Ка-52 и создание новой производственной линии по изготовлению радиолокационных станций для беспилотных летательных аппаратов. Поставка военной техники включена в Государственную программу вооружений на период до 2025 г. (Из годового отчета «Фазотрона» за 2013 г.).

 

Другие проекты в сфере гражданской авиации

КРЭТ вышел на уровень 26%-ной доли гражданской авиационной продукции от всего объема работ.

Кроме перспективных совместных работ с Diamond Aircraft, продолжается крупный проект борта для МС-21. В настоящее время на предприятиях КРЭТ приступили к изготовлению опытного образца КБО ИМА. В его составе 47% “железа” и около 90% программного обеспечения ─ приходится на КРЭТ.

Андрей Тюлин назвал еще три приоритетных проекта авионики для гражданских вертолетов:

– борт для Ми-171А2, который завершает сертификацию;

– борт для Ка-62;

– борт для Ка-266, который также в настоящее время завершает сертификацию.

 

Дизайн-центр по радиолокации

В ходе консолидации усилий трех основных центров по созданию и производству бортовых радиолокационных систем ─ ОАО «НИИП им. В.В.Тихомирова», ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» и ОАО «ГРПЗ», планируется оптимизировать работу этих предприятий на различных этапах.

Так, «Фазотрон», в котором КРЭТ недавно сосредоточил в прямом управлении 93,26% пакета акций, по планам Концерна в будущем должен будет сосредоточится на выполнении, главным образом, ключевых НИР и ОКР, а вопросы выпуска установочных партий и серийных изделий будет решать ГРПЗ в Рязани. При этом рязанское предприятие, само является разработчиком и соразработчиком ряда конструктивно законченных систем для авиации и ПВО и останется им впредь.

В частности, «Фазотрон» ранее разработал БРЛС «Арбалет» для вертолета Ка-52 и недавно представил предварительный проект двухдиапазонной станции на базе БРЛС «Арбалет» для перспективного скоростного вертолета (ПСВ), о чем ранее сообщал «АвиаПорт». При этом ГРПЗ, как известно, разрабатывает собственные проекты надвтулочных БРЛС для вертолета Ми-28Н и его модернизированного варианта. Сборка и БРЛС «Арбалет» и БРЛС для Ми-28Н налаживается в Рязани.

Еще в начале года стало известно о планах создания базового научного центра системного проектирования РЛС, их составных частей и компонентов (Дизайн-центра), который бы консолидировал усилия «Фазотрона» и ГРПЗ.

В рамках проводившихся с 2012 года работ по подготовке производства бортовых радиолокационных станций разработки «Фазотрона» на ГРПЗ начато производство и поставки БРЛС FGM-129, FGM-229 для экспортных модификаций самолета МиГ-29… Наиболее перспективным направлением повышения доли влияния в секторах рынка, занятых ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», является заключение партнерских соглашений по совместной разработке перспективных и серийному производству уже созданных БРЛС путем концентрации ресурсов ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» на проведении НИОКР, а ОАО «ГРПЗ» – на изготовлении опытных и серийных образцов. (Из годового отчета ГРПЗ за 2013 г.).

В связи с этим, выдвинутая программа реструктуризации «Фазотрон» включает в себя модернизацию и техническое перевооружение испытательных и опытных производственных мощностей. «С 2014 по 2016 гг. на развитие ОАО «Фазотрон-НИИР» КРЭТ направит из различных источников в общей сложности 5 млрд рублей средств», – заявил Николай Колесов.

НИИП, как и «Фазотрон», останутся по большому счету научно-конструкторскими центрами, как говориться “техническими школами”, которые будут всесторонне развиваться в рамках КРЭТ.

 

Презентация проекта современного научно-производственного технологического кластера в Казани

Андрей Тюлин представил концептуальный макет проектируемого современного научно-производственного технологического кластера в Казани, развертывание которого планируется вдоль Оренбургского тракта. Это так называемый кластер защищенных радиоэлектронных информационных технологий двойного назначения. На его производственных мощностях планируется развернуть создание и производство новых систем госопознавания.

WP_20140710_11_07_54_Pro

Фактически речь идет о модернизации промплощадки ОАО «НПО «Радиоэлектроника» им. В.И. Шимко» и на территории комплекса планируется разместить производства не только НПО «Радиоэлектроника», но и казанского завода «Радиоприбор», Калужского научно-исследовательского радиотехнического института (КНИРТИ), самарского НИИ «Экран», Жигулевского радиозавода и Уфимского приборостроительного производственного объединения (УППО).

Таким образом, здесь же смогут разместиться и вновь создаваемый кластер, который займется выпуском комплексов радиоэлектронной борьбы, а также мощности по созданию бортового оборудования для дальней авиации.

IMG_20140710_110224

КРЭТ намерен создать единую технологическую платформу, которая объединит конструкторское бюро, дизайн- и научные центры перспективных разработок, а также серийное производство.

Кластер нацелен на начало серийного производства перспективных образцов гражданской и военной продукции уже с 2018 года.

Всего к 2016-18 гг. будут созданы пять технологических научно-производственных кластеров.

(Копия данного материала размещена на сайте журнала “Взлет”)

4 комментария к “КРЭТ: импортозамещение и развитие”

  1. В рамках III Международного форума «Технологии в машиностроении – 2014» …

    Впервые КРЭТ представит комплексные проекты бортов для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного и гражданского назначения, а также самолетов малой авиации, разрабатываемые Концерном в инициативном порядке.

    В экспозицию войдут более 20 новейших систем для БПЛА, в том числе системы электропитания, состоящие из литий-ионной аккумуляторной батареи, системы управления и контроля с возможностью подключения солнечной батареи, расположенной на верхней поверхности фюзеляжа для подзарядки батареи во время полета.

    Будут продемонстрированы бортовой комплекс обороны для беспилотников и малогабаритная бортовая радиолокационная станция МБРЛС МФ2. Она предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных и наземных целей, выдачи целеуказаний другим системам, решения навигационных задач, оценки метеоусловий и других задач для беспилотников вертолетного и самолетного типов.

    7 августа 2014

    http://kret.com/ru/news/3439/

    Ответить

Оставьте комментарий