“Ворон” из МАИ

Московский авиационный институт представил на “Дне инноваций МО РФ” 20 августа 2013 г. несколько разработок, вызвавших интерес как у специалистов, так и у широкой публики.

Среди них – уже достаточно известный и рекламировавшийся неоднократно на многих военно-технических и авиационных выставках беспилотный вертолет “Ворон”.

Несмотря на то, что БЛА имеет действительно весьма неплохие характеристики, до настоящего времени он пока не получил широкого применения. Известно, что некоторое время назад маевцам удалось предложить ФСБ РФ для опытной эксплуатации пару таких БЛА “Ворон” в составе комплекса воздушной разведки и наблюдения (источник: Голос России). По словам Дмитрия Дьяконова, руководителя КБ “Искатель” при МАИ, комплекс с БЛА “Ворон” в 2012 году завершил госиспытания, присвоена литера серийного образца «О1» и теперь комплекс поставлен заказчику. Система автоматического управления разработана швейцарской компанией, а в России проведена корректировка алгоритмов программного обеспечения в интересах выполнения задач заказчика (источник: Русская планета). «Ворон» оснащен ДВС чешского производства, имеют взлётную массу около 45 килограммов, может нести около 18 кг полезной нагрузки. Продолжительность полёта составляет 1,5-2 часа.Среди преимуществ вертолета – вибрации от несущего винта практически отсутствуют благодаря оригинальной конструкции и технологии изготовления вала несущего винта.

Существует несколько модификаций вертолета, в том числе гражданского применения, отличающихся главным образом полезной нагрузкой. Их основу составляют два аппарата: 45-килограммовый “Ворон” (“Ворон-300” и “Ворон-333”) и более тяжелый “Ворон-700”.

В ходе “Дня инноваций МО РФ” 70-килограммовый вертолет комплекса “Ворон-700” привлек внимание Министра обороны. По сообщению пресс-службы МАИ, 21 августа на специальном заседании Минобороны будет принято окончательное решение о возможности закупки беспилотника для нужд ведомства (см. тут). По некоторым данным, представители МО РФ предложили провести всесторонние испытания вертолета, но перед этим БЛА должен пройти экспертную оценку в головных организациях, в т.ч. в ЦАГИ.

Ворон

На “Дне инноваций” распространялась уже, наверно, “несвежая” листовка:

Мобильный многоцелевой комплекс «Ворон-333»

Комплекс предназначен для использования в операциях видеонаблюдения и мониторинга подстилающей поверхности. На вертолёте установлена оптическая многорежимная система на трёхосной гиростабилизированной платформе «SkyWatch» производства компании «ТехВижен».

Пилотажно-навигационное оборудование

На вертолёте установлен автопилот, интегрированной с системами ГЛОНАСС и GPS. Данная автоматическая система управления обеспечивает угловую стабилизацию вертолета и висения над точкой в простых и сложных метеоусловиях, автоматический взлёт – посадку, программный горизонтальный полёт по маршруту. Дополнительно имеется режим ручной коррекции траектории полёта, автоматический возврат в точку старта в случае отказа радиоканала и режим самоликвидации.

Все параметры полета и показания датчиков режимов работы бортовой аппаратуры отображаются на дисплее ПК наземного пульта управления и записываются в «черный ящик» вертолёта и на жёсткий диск наземной станции управления.

Общая масса комплекса в контейнере, кг 120
Длина, высота, ширина вертолёта, м 2,1/0,78/0,6
Максимальный взлётный вес вертолёта, кг 45
Запас топлива, смесь: бензин АИ-95/масло 1:50, л 5,4
Платная нагрузка, кг 16
Скорость автоматического полёта, км/ч 50
Статический потолок, м 1200
Практический потолок, м 2500
Продолжительность полета, ч 1,5
Дальность полета (определяется типом радиоканала), км до 30
Температурный диапазон применения, “С -25…+50
Максимальная ветровая нагрузка у земли, м/с 12
Контакты
Дьяконов Дмитрий Александрович
+7 499 158-43-41
diakonovda@mail.ru
www.mai.ru
КБ “Искатель” МАИ

8 комментариев к ““Ворон” из МАИ”

  1. А что же в нём отечественного, кроме бумажек и сертификатов…. “доработанное” швейцарское ПО?

    Ответить
    • Идеи, конструктив, несущая схема… В пепелацах вертолетного типа компании ZALA отечественного еще меньше, а недавно показанный “новый отечественный” вертолет “Радар ммс” мБПВ-37-Б – это вообще чистокровный китаец с “нашей” нагрузкой… Видимо военным надоело ждать пока гора (“Вертолеты России”) родит мышь, а закупать импорт – видимо уже Шойгу по сердюковски не стремиться…

      Ответить
      • Да ладно, какая там идея и конструктив?

        Все идеи – из вертолёта, продающегося в магазине за 100 000рублей. Они даже ВАЛ привода на хвост не смогли сделать ( а это инженерия – крутильные вибрации и т.п. ) и вкрячили обычный ремень. А это – минус процентов 5-15 по энергии.
        http://www.rcmodels.ru/club/pilotless/voron
        А то, что у них голова с флайбаром – это еще можно терпеть ( в конце концов ему не 3Д летать)…. Но это процентов 20 еще по энергетике в минус

        А главное – “автопилот” вертолёта, которые едва умеет летать 50 кмч ( при том что технически 2х метровый вертолёт летит за 200 легко ( в некривых руказ))… Т.е. этот автопилот не может угнаться за жигулями….

        И автопилоты такого уровня для плоского полёта продаются за 30 000р в авиамодельном магазине.

        https://www.youtube.com/watch?v=68Kfokul-Vo

        У нас же покупатели военной техники в глаза не видели то, что она МОЖЕТ вытворять …

        Оцените – .
        http://www.youtube.com/watch?v=33O-ezDVZEo
        и это вручную, без автопилота. А представляется как бы это могло летать с хорошим автопилотом?!

        Ответить
  2. Весьма убедительно… Но особисты вроде же довольны “Вороном”. А что отечественного в этом классе есть хорошего?

    Ответить
    • А смотря как измерять отечественность… Весь конструктив можно сделать на любом предприятии, закупив только подшипники и крепеж. Лопасти можно хоть в авиамодельном кружке выклеить. Т.е. эти компоненты можно хоть делать самим, хоть закупать…

      А вот дальше – сложнее. Двигатели – только импортные ( особенно электро), ну или от безнопилы Дружба, сервомашинки – только импортные, регуляторы хода для электромоторов – тоже импортные, аккумуляторы – тоже, равно как акселерометры, бародатчики и т.п. Более того, конечный размер вертолёта есть функци от двигателя и сервомашинок. И машинки, которые можно свободно купить в магазине – они как раз кончаются на 2х метровых вертолётах.

      Т.е. все до единого критичные узлы – импортные, все конструкции способные летать – известны.

      Почему довольны особисты – отдельный вопрос, не попадающий в техническую плоскость. В принципе они в магазине, потратив 200-300 тысяч могут купить полностью готовый вертолёт с автопилотом ( что и делают те, кому реально нужно чтобы летало, снимало и т.п.). Но им нужен не вертолёт, им нужен сертификат. А весь бизнес наших “отечесвенных” производителей – это дОбыча разрешений и сертификатов, после которых 200 тысяч рублей превращаются в 20 миллионов продажной цены. А чтобы добыть сертификат – надо купить “отечественный” канал связи, “отечесвенный” микроконтроллер и т.п. А точнее купить у очередного продавца “сертификат” на зашифрованный канал связи, сделанный на китайских микросхемах.

      Ответить
      • Сейчас принято считать выше сказанное нормой. Поскольку все делает Китай,собственным может быть только программное обеспечение… А так, да – мегакормушка всё это…

        Ответить
  3. Наверно в шибелевском S-100, который отверткой делает “Горизонт”, при этом что-то там адаптируя и слегка добавляя, – более отечественный, чем иные “российские” разработки )))

    Ответить
  4. Проблема в другом. Во-первых, после ряда преобразований получить деньги на НИР и НИОКР стало почти невозможно ( а раньше эти деньги были даже к каждого рода войск). Можно только продать готовый комплекс. А чтобы стать “отечественным производителем” надо для начала на несколько десятков миллионов рублей накупить сертификатов, а не потратить их на разработки. В результате – мы в следующей войнушке типа 888 будем голыми, т.к. пока мы требуем сертификаты со своих противники нас будут “пасти” вертолётами из магазина, с которым нам ничего будет не сделать.
    Во-вторых наша традиция – бессистемность подхода, т.е. военные пытаются выдать задание на то, чего не понимаю и заказывают вундервафли. Ну ладно, повесим на “Ворон” гранатомёт… только после полёта КТО и КАК будет его сажать? Или в каждом полёте надо обязательно отстреливать заряд, чтобы садиться “пустым”? (как бомбардировщики 60 лет назад). Т.е. замнкнутый круг – нет доктрины – нет заказа – нет доктрины. Хотя уж что-что, а средства доставки давно сделаны и отлажены и прислать по наводке беспилотника 205мм “привет” несложная задача.

    Ответить

Оставьте комментарий