UVS-TECH 2012: состояние рынка БЛА и тенденции развития (часть 2)

(продолжение, начало здесь)

Мультикоптеры

Простота, универсальность, дешевизна и надежность, а также то, что на проведение запусков не требуется специальных полетных разрешений (пока у нас большие проблемы с законодательством по части практического применения БЛА) – привели к весьма широкому развитию и распространению такого типа БЛА вертолетного типа, как мультикоптеры.

Именно мультикоптеры и услуги с их использованием были наиболее широко представлены на выставке.

Так, питерская компания ЗАО «Комплексный технический сервис» (ЗАО «КТС») предлагает различные услуги с использованием шестироторного мультикоптера (не имел наименования). Основной профиль деятельности предприятия – комплексные решения в области телекоммуникаций, радиосвязи, автоматизации и информатизации. Согласно выставочной информации, ЗАО «КТС» ведет самостоятельные НИОКР в интересах силовых структур. Имеет лицензии на право производства вооружения и военной техники, а также комплект лицензий на право работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Специалисты предприятия регулярно привлекаются к проведению государственных испытаний вооружения и военной техники и участвуют в их разработке. Предприятие имеет ряд изобретений и патентов, полезных моделей, используемых в народном хозяйстве. Предприятие не специализируется на БЛА, но определенные работы в этом направлении ведутся. Среди проводимых НИОКР: дистанционное управления подвижными объектами, создание автоматизированных комплексов обмена данными, создание беспилотных летательных аппаратов, создание мобильных средств видео и аудио наблюдения (наземные и подводные) и т.д.

О продвижении мультикоптеров Microdrones на российском рынке мы уже писали. Компания «ЮВС Авиа» недавно стала эксклюзивным партнером Microdrones GmbH в России, а компания «КРОК», работающая в основном на ИТ-рынке, – официальным дистрибьютором продукции Microdrones GmbH.

БЛА md4-200

БЛА md4-1000

Мультикоптер компании «ЮВС Авиа» участвовал в демонстрационной программе на полигоне в Красноармейске.

Сегодня на основе БЛА md4-200 и md4-1000 предлагаются комплексные решения для различных задач. Известно, что с 2011 года Госкорпорация «Росатом» уже применяет БЛА Microdrones GmbH для проведения различных работ в зоне радиоактивного загрязнения. Аппараты обеспечивают сбор достоверных данных о сложившихся радиационных условиях.

Московский физико-технический институт (факультет Радиотехники и Кибернетики) и Завод экспедиционных машин демонстрировали мультикоптер Blaskor. БЛА входит в комплекс авианаблюдения и обеспечивает визуальное наблюдение в видимом и инфракрасном (тепловом) спектре оператором на экране АРМ комплекса. В состав комплекса также входят наземная станция управления (НСУ), наземная станция слежения (НСС) и транспортно-упаковочный комплект. Мультикоптер комплекса способен осуществлять полет со скоростью до 55 км/ч на высоте до 300 м в течение 10-30 минут. Продолжительность полета определяется составом полезной нагрузки (тепловизор, видеокамера, фотоаппарат, система доставки грузов), масса которой может достигать 2 кг при общей взлетной массе аппарата 6 кг. Данные могут передаваться на дальность до 4,5 км.

БЛА Blaskor

Фирма «Группа ЭЙР» (AIR group) оригинальна тем, что ведет разработку и производство беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа с вентиляторами, закрытыми в кольца. Защищенность вентилятора корпусом делает эксплуатацию БЛА более безопасной, что позволяет расширить области их применения. Один из представленных аппаратов – Air 170X OperA, демонстрировался на стенде «Группа ЭЙР» и стенде ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова». Этот восьмироторный беспилотник имеет взлетную массу 3,5 кг, при этом в зависимости от настроек и модификации может поднимать 3-4 или 5-6 кг груза. Время полёта в зависимости от нагрузки – 30-40 или 20-30 мин, соответственно.

БЛА air 170X OperA (на стенде ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», так же имеет название “Тайфун-5”)

Также был показан беспилотный летательный аппарат повышенной маневренности вентиляторного типа Air 250. Он оснащен закрытым в корпус вентилятором. БЛА может использоваться с ограниченных площадок или транспортных средств, внутри строений, лесных массивов. Оснащается оптической гиростабилизированной фото-видео системой с обзором 270 градусов. Горизонтальная скорость – до 150 км/ч. Взлетная масса – 4,3 кг (возможно масштабирование), масса полезной нагрузки – до 5 кг. Продолжительность полета составляет 3-4 часа (с двигателем внутреннего сгорания) или 30 мин. (с электродвигателем).

БЛА air 250 (фото: AIR group)

Беспилотный комплекс наблюдения (не имел наименования) впервые представило ОАО «ЦНИИ «Циклон». Он базируется на мультикоптере с шестью винтами и оснащен системами технического зрения (возможно использование тепловизора или ПНВ). Предлагается для обеспечения безопасности объектов и границ. Один аппарат позволяет контролировать территорию в 8-12 км2.

БЛА ОАО «ЦНИИ «Циклон»

Компания ОАО «НПЦ «НЕЛК» не была представлена на выставке. Обычно она демонстрирует мультикоптеры типа «Бумеранг» и «Колибри». Кроме того, недавно компания представила проект нового БЛА самолетного типа «Чибис».

ZALA aero традиционно показывает на всех выставках мультикоптер ZALA 421-21 «Серафим» с взлетной массой 2,5 кг. Он был представлен и в этот раз. Надо сказать, что модельный ряд компании в последнее время значительно оптимизирован: из всего множества ранее предлагавшихся БЛА различного типа осталось всего несколько. Среди них: ZALA 421-16EM, ZALA 421-16E, ZALA 421-16, ZALA 421-21, ZALA 421-08 и ZALA 421-04М (04Ф). Аппараты традиционной вертолетной схемы, разработанные компанией ранее, видимо не имеют в настоящий момент значительных рыночных перспектив.

БЛА ZALA 421-21 «Серафим»

БЛА вертолетного типа

На стенде ростовского ОАО «Горизонт» было представлено два БЛА вертолетного типа «Горизонт Эйр S-100». Как известно, компания ведет организацию сборки БЛА Camcopter S-100 австрийской компанией Schiebel, начало которой ожидается до конца 2012 года. Закупки разведывательных БЛА для Погранслужбы планируется начать в 2013 году. Количество заказанных комплектов БЛА (комплексов) не сообщается.

БЛА «Горизонт Эйр S-100»

ОАО «Зарубежстрой» представляло различные комплексные услуги с использованием ряда БЛА вертолетного типа. Среди областей применения – пограничный контроль, контроль газопроводов, решение задач картографирования и мониторинга в интересах противопожарной безопасности. Предлагаются решения на базе БЛА сторонних поставщиков – «Дозор–малый», «Дозор–средний» и BLACK EAGLE 50 (видимо от «ТЕХНОКОМ групп»). В качестве «иллюстрации» на стенде компании демонстрировался БЛА вертолетной схемы Т-80 («ТЕХНОКОМ групп») с грузоподъемностью 11,5 кг.

Британская RNC Avionics (имеющая представительство в Москве) показала многоцелевой комплекс на базе неординарного БЛА «Сфера» вертолетного типа (соосный схемы). Компания RNC Avionics Ltd ранее была известна только своими продуктами в сфере безопасности – системами передачи видеосигнала и миниатюрными видеокамерами для беспилотников.

БЛА “Сфера” компании RNC Avionics

Многоцелевой комплекс «Сфера» разработан на базе малогабаритного летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки. В состав комплекса входит беспилотный летательный аппарат и наземная станция контроля. БЛА оснащен цифровым автопилотом с цифровым гироскопом, трехосевым акселерометром и магнитометром, сенсорами высоты, температуры, навигационного положения и датчиками измерения расстояния до земли. БЛА выпускается в двух версиях: электрической и топливной. Наземная станция контроля позволяет осуществлять управление во время полета, проводить анализ данных и планировать задания. Пилотирование осуществляется как в ручном, так и в полностью автономном режиме. Комплекс предназначен для быстрого развертывания в полевых условиях. Время подготовки к запуску составляет менее 10 минут.

Аппарат имеет диаметр 1,8 м и высоту – 0,755 м. Его сухая масса составляет 14 кг. Существует два варианта БЛА с различными силовыми установками. Вариант S-180-EL оснащен электрическим двигателем, а S-180-TH – с ДВС (топливная версия). При этом грузоподъемность топливной версии составляет 5 кг, а версии с электрическим двигателем – 3 кг. Модификация S-180-EL оснащена литий-полимерной батареей. Время полета – не менее 30 минут с максимальной загрузкой. Версия с двигателем внутреннего сгорания S-180-TH имеет бак 1.2 л (возможна установка дополнительного бака 1.8 л), время полета составляет не менее 60 минут со стандартным баком и максимальной загрузкой, а при установке дополнительного бака время полета доходит до 120 минут. Кроме того есть модификация с быстросъемными креплениями лопастей. Среди различной полезной нагрузки есть сбрасываемый дистанционно управляемый робот EYE DRIVE с массой 3 кг. Его скорость передвижения – 10 км/ч, максимальное время работы 4 часа в активном режиме и 24 часа – в режиме ожидания.

Такова картина. Выводы делайте сами…

Оставьте комментарий