UVS-TECH 2012: состояние рынка БЛА и тенденции развития (часть 1)

6-й Международный форум-выставка беспилотной техники, комплексов управления, навигации и связи «Беспилотные многоцелевые комплексы» – «UVS-TECH 2012» прошел с 23 по 26 октября  2012 г. в рамках XVI Международной выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2012» (Москва, ВВЦ).

Нынешний форум, как зеркало российского БЛА-строения, имел следующие тенденции и особенности:

  • UVS-TECH становится выставочным мероприятием, отражающим состояние лишь части «беспилотной» отрасли: сегмента микро-БЛА, БЛА ближнего и малого радиуса действия (то, что нужно для двух основных потребителей – нефтяной отрасли и силовых структур). Выставка «1000 беспилотных мелочей». Практически полностью отсутствует сегмент БЛА среднего радиуса действия, не говоря уже о БЛА большой дальности. Все чаще именитые компании игнорируют выставку, в т.ч. ЗАО «Транзас», ОАО «ОКБ «Сокол» и др.;
  • Значительное место среди представленных типов БЛА заняли мультикоптеры, что указывает на их растущую востребованность;
  • Появилось достаточно много новых участников рынка, демонстрирующих свои разработки и предложения комплексных услуги на основе БЛА различного типа;
  • Среди предприятий, выходящих на российский рынок “беспилотной” продукции и услуг, стало еще больше дистрибьюторов и официальных партнеров зарубежных фирм;
  • Ранее наметившиеся тенденции на консолидацию отрасли БЛА, пока не получили явного развития. По-прежнему существует значительное число независимых поставщиков как “железа”, так и услуг. Однако стоит заметить, что появляются и новые интеграторы, такие, как ОАО «Межгосударственная Корпорация Развития».

БЛА самолетного типа

Пожалуй, впервые, как самостоятельный разработчик и поставщик экспонировало свою продукцию ООО «ИРКУТ Инжиниринг» – специализированное дочернее предприятие Корпорации «Иркут». Решение о полной передаче функций головного разработчика и производителя беспилотных авиационных систем в ООО «ИРКУТ Инжиниринг» принято руководством Корпорации еще в 2011 году. Комплексы с БЛА, предлагаемые компанией в настоящее время: «Иркут-3» (с взлетной массой до 3,7 кг) и «Иркут-10» (до 8,5 кг) ближнего радиуса действия, «Иркут-200» (до 260 кг) средней дальности действия и автономный воздушный комплекс наблюдения на базе привязного аэростата «Иркут-1А». В линейку БЛА вновь включены проекты (с неясным состоянием разработки) опционально пилотируемых «Иркут DA42» (2200 кг) и «Иркут-850» (860 кг), но уже нет проекта «Иркут-2М».

БЛА “Иркут-10”

БЛА «Иркут-3»

Беспилотные авиационные системы «Иркут-3», «Иркут-10», а также «Иркут-1А» к настоящему времени поставлены и эксплуатируются в МЧС России, Погранслужбе ФСБ России, Федеральной службе охраны России, Следственном комитете при прокуратуре РФ. Выполнены поставки в ряд зарубежных стран. Так, «Иркут-3» и «Иркут-10» приняты на вооружение Министерством обороны Республики Беларусь (контракт на поставку систем «Иркут-3» и «Иркут-10» с белорусской стороной был подписан в конце 2010 года).

Кстати, о Беларуси. В выставке приняло участие ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». На стенде этого минского предприятия был представлен БЛА «Гриф-1». Это тактический беспилотный летательный аппарат, предназначенный для транспортирования целевой нагрузки, обеспечивающей наблюдение за местностью, поиск, обнаружение, распознавание, определение координат наземных (надводных) объектов; подавление радиоэлектронных средств; ведение топографической разведки. Аппарат имеет длину 3,5 м, размах крыла – 4,8 м. Способен нести полезную нагрузку массой до 30 кг при взлетной массе 100–120 кг. Максимальная скорость его полета составляет 200 км/ч, а максимальная продолжительность полета – 8 ч. Участие компании в российской «беспилотной» выставке может указывать на то, что разработка белорусской промышленности может вызвать интерес у наших заказчиков. И это не случайно, т.к. в Беларуси к этому проекту относятся серьезно и на государственном уровне; практически все компоненты, включая ОЛС и средства РЭБ, не импортные, а собственной разработки. Уже в следующем 2013 году запланировано провести государственные испытания БЛА «Гриф-1». В России, к сожалению, разработки БЛА такой весовой категории ведутся без участия государства («Дозор–100» и др.).

БЛА “Гриф-1”

Кроме того, на стенде ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» представлялся БЛА «Блик» – вариант беспилотника «Иркут-10», принятого на вооружение МО Беларуси.

БЛА «Блик»

На стенде ЗАО «ЭНИКС» в этот раз демонстрировались БЛА для внутреннего рынка – «Элерон–3СВ», «Элерон–10СВ» и мишень Е95М. Оба «Элерона», предназначенные для нужд сухопутных войск, летом 2012 г. успешно прошли государственные испытания в ГЛИЦ и готовы к серийному производству. В конце 2012 г или в начале 2013 г ожидается получение госзаказа на них. В октябре–ноябре 2012 г завершена поставка в МВД России партии разведывательных БЛА Т28МЭ – варианта «Элерон–3», разработанного специально по заказу Главного командования внутренних войск. Эти беспилотники изготавливается серийно с 2010 года. К данному времени заказчику поставлено около 60 БЛА.

БЛА ЗАО “ЭНИКС”

Питерская компания ООО «Плаз» представила интересные разработки. Среди них два БЛА самолетного типа – GeoScan-101 (2 кг) и GeoScan-300 (8 кг). Аппараты предназначены для решения задач картографирования. БЛА GeoScan-101 имеет размах крыла 1,30 м и оснащен электрическим двигателем, способен в ходе одного полета охватить площадь до 3 кв. км. Высота его полета находится в диапазоне 150-1000 м, время полета – до 1 часа. Более крупный беспилотник GeoScan-300 способен «обработать» при картографировании площадь в 200 кв. км. Он работает на высотах до 1500 м. Время полета – до 4 часов. Размах крыла – 3 м.

БЛА GeoScan-101

Оба БЛА присутствуют в продуктовой линейке компании «ЮВС Авиа» (видимо, есть определенные договоренности о совместном продвижении). Кроме того, аппараты GeoScan демонстрировались на стенде компании «Совзонд» (дилер компании «Плаз»), занимающейся дистанционным зондированием и мониторингом земной поверхности в различных целях.

ОАО «Концерн Радиостроения «Вега» продолжает безуспешно поддерживать имидж главного в России создателя БЛА и периодически «подтягивает» для этого всё новые и новые силы в лице разнообразных малоизвестных разработчиков… В этот раз, кроме завсегдатая данного процесса ОАО «КБ «Луч» (Рыбинск) с БЛА «Воздухоплаватель», на стенде Концерна был показан комплекс наблюдения с БЛА «Оцелот». Это беспилотник, выполненный по схеме «летающее крыло», имеет взлетную массу 5,5 кг и размах крыла 1,68 м (наверно, более банальный проект было трудно придумать – подобных аппаратов на рынке полно). Проект представляли ЗАО «Многоцелевые беспилотные комплексы» (Ижевск) и ЗАО «ЦентрМАКС» (Москва). На сайте ЗАО «МБК» сообщается, что БЛА «Оцелот» предлагается по цене от 1 490 000 руб. Кроме того в разработке находится еще один БЛА – «Кугуар».

БЛА “Воздухоплаватель”

БЛА «Оцелот»

ООО «Авиационные беспилотные комплексы» (АБК) продвигает (как дилер) на российском рынке беспилотники самолетного типа израильской компании Innocon.

На выставке был показан переносной мобильный беспилотный комплекс с БЛА «Сокол» (он же «Микро Сокол», в оригинале – БЛА MicroFalcon), предназначенный для получения разведывательной информации на оперативно-тактическом уровне. Комплекс предназначен для решения широкого спектра задач военной и гражданской тематики на оперативно-тактическом уровне. БЛА имеет следующие характеристики: максимальная взлетная масса – от 6 до 8 кг, масса полезной нагрузки – до 2,5 кг, размах крыла – 1,6-2 м, длина фюзеляжа – 1,3 м, дальность полета в зоне прямой видимости – до 50 км, продолжительность полета – 2-3 ч. В качестве полезной нагрузки могут использоваться: система дневного и ночного видеонаблюдения, датчики для исследования загрязнения окружающей среды. Кроме того ООО «АБК» предлагает всю линейку БЛА, производимых компанией Innocon. Среди них: «Мини Сокол 1» и «Мини Сокол 2» (они же в оригинале MiniFalcon I и II), а так же «Сокол-Глаз» (Falcon Eye).

БЛА «Сокол»

Швейцарская компания Flying Robots участвовала в выставке с мотопарапланом-БЛА FR 102. Эта компания специализируется на разработке, производстве и внедрении беспилотных авиационных систем на основе технологии мягкого крыла. Кроме этого БЛА, предлагается его вариант FR SWAN X1. Оба беспилотника-параплана имеют воздушную платформу с поршневым двигателем, с тремя колесами и мягким крылом. Автоматическая система позволяет управлять взлетом, полетом, этапами выполнения миссии и посадкой.

Представленный БЛА FR 102 имеет взлетную массу около 600 кг, массу полезной нагрузки – 250 кг. Скорость его полета составляет 80 км/ч, а продолжительность полета достигает 20 ч. БЛА снабжен одним ДВС Rotax 912. Вся система может транспортироваться на автомобиле, гражданских или военных грузовых самолетах (C-160, C-130, Ил-76).

ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (в структуре ОАО  «Межгосударственная  Корпорация Развития») видит себя новым интегратором тематики и бюджетов. Под одной крышей собирается «наследие» компаний «РИССА», «Кулон–2» и др., работавших ранее самостоятельно. В «Межгосударственной корпорации развития» программу БЛА К-2 возглавляет А.Топехин (который ранее работал в ЗАО «НТЦ «РИССА»). Этот БЛА с массой 30 кг был гвоздем экспозиции на стенде «Радиозавода». Если хорошенько вспомнить, то К–2 – это БЛА самолетного типа, который был показан компанией ЗАО «Кулон-2» еще на МАКС–2005 под названием «Кулон». Тогда БЛА был смонтирован в кузове «уазика».

Кроме того, в настоящее время «Межгосударственная корпорация развития» предлагает малогабаритный БЛА Т-3 с электрическим двигателем, сверхлегкий БЛА персонального применения Т-4, дистанционно управляемый вертолет с автоматической системой стабилизации полета Т-5.

ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» представило новую разработку – комплекс управления БЛА, предназначенный для обеспечения испытаний и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов: транспортировки, энергоснабжения, запуска и управления на всех этапах полета. Комплекс управления БЛА состоит из наземной станции управления и пусковой установки. Наземная станция управления размещена на шасси автомобиля КАМАЗ. Станция позволяет осуществлять контроль до четырех БЛА с одновременным приемом и сохранением данных телеметрии и информации с бортовых камер. Пневматическая пусковая установка позволяет производить автоматический запуск двигателя БЛА при помощи электростартера и обеспечивает пуск летательных аппаратов массой до 50 кг с взлетной скоростью до 80 км/ч.

БЛА на стенде ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (К-2)

Еще один комплекс «Искатель» – разработан и производится ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова». Разведкомплекс может поступить для вооружения российских Воздушно-десантных войск (по мнению командующего ВДВ генерал-полковника Владимира Шаманова). Комплекс с БЛА «Искатель» состоит из базовой станции, которая размещается в рюкзаке, планшетного компьютера управления и двух беспилотных летательных аппаратов массой 1,3 кг каждый. БЛА запускаются “с руки”. Аппарат оснащен электрическим двигателем, размах крыльев – 0,6 м. Продолжительность полета БЛА составляет 40 минут. Примерная стоимость комплекса «Искатель» с двумя беспилотниками составляет порядка 3 миллионов рублей.

(продолжение следует)

Оставьте комментарий