ZALA AERO: в полку БЛА прибыло

В ходе V Международного салона «Комплексная безопасность-2012», прошедшего в Москве 22-25 мая, ижевская компания ZALA AERO представила ряд новых образцов беспилотных летательных аппаратов. Все новинки относятся к классу легких многоцелевых БЛА самолетного типа малого радиуса действия.

Впервые показанный на МАКС-2011 беспилотник ZALA 421-16E с взлетной массой 10,5 кг и размахом крыла 2,95 м, получил дальнейшее развитие. На нынешней выставке по безопасности компания продемонстрировала вариант ZALA 421-16E-М, полностью обновленный в плане аэродинамики. Стоит отметить, что ZALA 421-16E, в свою очередь, также не имел практически ничего общего с «базовым» ZALA 421-16, масса которого составляла 16-18 кг. Видимо, компания на различных этапах разработки под меняющиеся требования заказчика предлагала очередные адаптированные версии БЛА, обозначая каждую из них тем же номером, но с дополнительной литерой («Е» – электрический двигатель вместо ДВС, далее «Е-М» – модернизированный). В пресс–релизе ZALA AERO касательно заказчика сообщается, что «БЛА ZALA 421-16E был специально разработан в рамках выполнения Гособоронзаказа».

В отличие от своего предшественника, ZALA 421-16E-М претерпел «ряд серьезных доработок, как по аэродинамике крыла, так и по усовершенствованию полезной нагрузки». Если компоновка осталась аналогичной (летающее крыло, электрический двигатель с толкающим винтом), то в остальном это совсем новый БЛА. В сообщении компании отмечается, что «основное преимущество модернизированного БЛА – уменьшенные габариты при сохраненных тактико-технических характеристиках». Вследствие того, что была почти вдвое уменьшена масса аппарата (она составляет 5,48 кг), появилась возможность запускать его как с пневматической катапульты, так и при помощи эластичного жгута. За счет этого повысилась универсальность применения и оперативность развертывания комплекса (необходимое время – 15 минут). Для удобства запуска с помощью жгута, в средней части крыла установлены легкие рукоятки. Вместо плавно переходящих в крыло законцовок, на модернизированном варианте применены направленные в полетном положении вниз плоские кили (требование безопасности). Размах крыла уменьшился до 2,01 м. Для снижения вероятности повреждения целевой нагрузки во время посадки на аппарате применена композитная защита. Посадка, как и у предшественника, осуществляется на парашюте.

В качестве штатной полезной нагрузки на ZALA 421-16E-М устанавливается оптико-электронная система на гиростабилизированной платформе, опционально оснащаемая видео, фото и тепловизионной камерами. Комплекс с БЛА ZALA 421-16E-М предназначен для ведения мониторинга в широком диапазоне метеоусловий, поиска и обнаружения объектов, определения координат объектов наблюдения, сбора, накопления и обработки информации. Комплекс обеспечивает получение в реальном масштабе времени телевизионного и тепловизионного изображения. Навигация БЛА в полете – по сигналам GPS/ГЛОНАСС.

Впервые на выставке были представлены еще два проекта: ZALA 421-03 (в виде макета) и ZALA 421-04М2 (информация). Несмотря на разные названия, эти аппараты аэродинамически представляют собой версии беспилотника ZALA 421-16E-М. Точнее, у всех трех моделей центроплан, фюзеляж  и головной модуль полезной нагрузки унифицированы. Отличаются аппараты, в основном, размахом крыла за счет использования разных по размеру консолей. Кстати, такое же конструктивное решение применено на беспилотнике “Элерон-3СВ” казанской фирмы “ЭНИКС”. Размах крыла ZALA 421-03 составляет 1,51, а ZALA 421-04М2 – 1,82 м. Их полетные массы: 5,5 и 6,5 кг, соответственно. «Разработка БЛА ZALA 421- 04М2 производилась практически параллельно с разработкой ZALA 421-16Е-М, а беспилотник ZALA 421-03 создан по требованиям Внутренних Войск МВД России. – сказал на выставке зам. директора компании Максим Шинкевич. – На этот год получены заказы на 20 БЛА этих типов».

  ZALA 421-16E–М (ZALA 421-16E) ZALA 421-03 ZALA 421-04М2
Масса взлетная, кг 5,48 (до 10,5) 5,5 до 6,5
Размах крыла, м 2,01 (2,95) 1,51 1,82
Максимальная высота полета, м 3600 (3500) 3600 3600
Радиус действия по радиоканалу, км 40 (45) 25 (45) 25 (45)
Скорость полета, км/ч 65-100 (60-100) 65-100 65-100
Продолжительность полета, ч 2,5 (3) 1,5 2,5

_

4 комментария к “ZALA AERO: в полку БЛА прибыло”

  1. Посмотрел их, потрогал, пофоткал. вроде ничего. 16Е и 16ЕМ видел точно

    Ответить
    • я пришел поздно 25-го к вечеру. Уже все сворачивались и пили )). -16Е-М так и не поснимал, но у них еще лежал -03!

      Ответить

Оставьте комментарий