Несмотря на отсутствие на нынешнем салоне «Двигатели-2012» короткоресурсного ТРДД «36МТ», представители ОАО «НПО «Сатурн» с удовлетворением констатировали тот факт, что это направление работ в настоящее время получает все большее развитие и «вскоре будут объявлены новые результаты».

В корпоративном журнале «Сатурн» (№4 от 16 апреля 2012 года) заместитель управляющего директора по программам военных ГТД и спецтехнике Иван Марков уверяет, что «темпы развития данного направления стремительно растут, заказчики ставят все более сложные задачи по минимизации габаритов и массы, повышению экономичности и ресурса». Марков также отметил, что «Сатурн» имеет как серийные изделия спецтехники, так и опытные, на сегодняшний день заключены долгосрочные контракты на поставку серийных изделий, как в рамках ГОЗ, так и для поставок на экспорт, предусматривающие многократное увеличение объемов выпуска продукции».

В том же издании управляющий директор предприятия Илья Федоров, касаясь данной тематики и кооперации с Украиной, сообщил*, что всё вооружение стратегической авиации России сегодня полностью обеспечено отечественными малогабаритными двигателями. «Это безопасность страны, и мы относимся к этому очень серьезно. У нас большой рост по данной тематике и хорошие перспективы», — Федоров.

Более конкретно состояние работ по короткоресурсникам обрисовал начальник отдела перспективных разработок Максим Буров в своем выступлении на Научно-техническом конгрессе в ходе салона «Двигатели-2012». Из доклада также следует, что номенклатура выпускаемых двигателей данного класса расширяется. Кроме достаточно известных ТРДД «36М» и «36МТ», а также морской версии «37» различного исполнения, разрабатывается новое семейство малоразмерных двигателей. Если двигатель “36” еще базируется на советских технологических заделах, то разрабатываемый двигатель — следующее поколение короткоресурсников. Конструкция двигателя будет выполнена на новом технологическом уровне с использованием современных материалов. Разрабатываемый двигатель будет иметь новую компоновку и отличается от «36»-го меньшими размерами и меньшей стоимостью.

Скорее всего, новый двигатель придет на смену украинским двигателям типа Р95МТ, которые невозможно было заместить моторами «36» из-за больших габаритных размеров. «Ракета, которую производит корпорация «Тактическое ракетное вооружение» — Х-35, имеет украинский двигатель, потому что диаметр двигателя, который делают запорожцы, меньше того, что делаем мы, и в данной ракете он использоваться не может. — сказал И. Федоров. — Это поле деятельности специалистов из Запорожья». Однако, дальнейшие перспективы будут связаны именно с разрабатываемым сейчас на «Сатурне» новым семейством малогабаритных двигателей. «Если говорить о дальнейшем развитии Х-35, о перспективных разработках, которые демонстрировались на МАКСе (видимо здесь речь идет в т.ч. о Х-35УЭ), то на них используется новый двигатель разработки НПО «Сатурн», — отметил И. Федоров. — В настоящее время мы находимся на этапе согласований с корпорацией «ТРВ» по первым серийным поставкам». Управляющий директор сказал, что экспортные ракеты Х-59МЭ и Х-59МК также оснащаются рыбинскими двигателями, хотя украинцам пока будет оставлена своя ниша по некоторым ракетам.

Основные требования к малоразмерным ТРДД нового поколения, над выполнением которых трудятся «сатурновцы», это: снижение себестоимости в 1,5-2 раза, повышение экономичности на 25-30% (позволит увеличить дальность и время полета), уменьшение удельной массы на 30-40%, увеличение удельной лобовой тяги на 30-50% (за счет создания более компактных двигателей). Предстоит решить существенную проблему на пути разработки короткоресурсных двигателей, влияющей на стоимость и сроки работ, — отсутствие соответствующей нормативной базы (норм прочности).

Еще одним новым направлением работы «Сатурна», также развивающимся в последнее время, является создание дешевых детонационных пульсирующих ВРД для БЛА и воздушных мишеней.

*) На самом деле это было интервью Федорова, данное Андрею Фомину для журнала «Взлет», но в корпоративном издании сей факт замалчивается. )))

________

P.S. Долго поддавались самоцензуре, согласовывали с «Сатурном» и без того пустоватый текстик. Таки порешили не использовать название «двигатель 64» в публикуемом материале… Хотя в докладе конгресса («Двигатели-2012») была картинка с таким индексом (!):

Что касается детонационных пульсирующих ВРД, то это действительно значимая для Сатурна тема. На стенде ОДК была картинка этого двигателя. Андрей Юргенсон не прошел мимо и снял:

Также удалось найти патент на это дело (прислал flateric). Почти полное совпадение изображений. Патент и картинка тут:

Реклама

About Missiles2Go

Missiles2Go - блог-приложение к сайту Missiles.Ru.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s