БЛА: заграница нам поможет? (часть1)

Ситуация с беспилотными летательными аппаратами в России. Опять кормим Запад и посредников, а не отечественных разработчиков?

Отечественные силовики и гражданские потребители все пристальнее смотрят в сторону западных поставщиков при выборе тактических БЛА. Главенствующее место здесь уже надежно удерживают израильские компании.

“Форпост” и “Застава”.

Еще в начале 2010 года в подмосковную Кубинку поступили для показа заинтересованным лицам и испытаний первые образцы еврейских БЛА «Searcher», которые у нас получили название «Форпост». В течение всего 2010 года шла подготовка аппаратов к испытаниям и готовился российский персонал. В ноябре прошли показы этих БЛА в Кубинке, а так же в Мулино. Основная фаза испытаний прошла в ГЛИЦ (выявлены, как говорят инсайдеры, «жучки»). Всего же в интересах Министерства обороны России в Израиле было изначально закуплено по контракту от 2009 года, как сообщают СМИ, более дюжины комплексов, в том числе «Searcher Mk II» и «Bird-Eye 400». Предполагалось, что закупленная партия предназначена только для испытаний и оценки характеристик. Позже в октябре 2010 года было подписано новое соглашение о производстве БЛА «Форпост» в РФ – русифицированного «Searcher Mk II». «Живьем» беспилотник «Форпост» демонстрировался впервые на МАКС–2011 в Жуковском. Перед этим, в ходе салона «Комплексная безопасность–2011» информация о БЛА была представлена на стенде екатеринбургского ОАО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). В сентябре 2011 года планировалось приступить к сборке комплексов на этом предприятии с планом выхода из цеха первого БЛА в конце 2011 года, но теперь выпуск первого комплекса перенесен на середину 2012 года. В течение трех лет должно быть собрано 17 комплектов (см. «Взлёт» №6/2011, июнь).

Как заявил в октябре российский министр обороны Анатолий Сердюков, «Форпосты» хорошо себя показали во время учений «Центр-2011» и Минобороны готово покупать их у «Оборонпрома», который организует их сборку на Урале. При этом некоторые источники в промышленности указывают на то, что эти БЛА не вполне удовлетворительно показали себя при климатических испытаниях и, таким образом, не все вопросы их применения в России сняты.

Ранее сообщалось о том, что производство мини–БЛА «Bird-Eye 400» в РФ не планируется. Должны были пройти только оценочные испытания, которые продолжались около года в 924-м ЦБП и ПЛС БЛА в Коломне (см. пост). Однако, теперь (по состоянию на февраль 2012 года) в недрах «Оборонпрома» и МО РФ зреет решение о достаточно существенных поставках не только БЛА «Форпост», но и БЛА «Застава» – версии «Bird-Eye 400» для РФ.

Таким образом, БЛА «Форпост» – первая ласточка, пример поступления зарубежной беспилотной техники для «специального» применения у нас в стране, а по большому счету это прецедент, давший зеленый свет на пути широкого предложения и продвижения беспилотной техники иностранного производства на российском рынке.

"Форпост" на выставке в Н.Тагиле, 2011 год.
“Форпост” на выставке в Н.Тагиле, 2011 год (фото: Саид Аминов).

Последующие примеры не заставили себя ждать.

MicroB, Boomerang, Spylite и Blueye.

На стенде «НефтеГазАэроТранс» в ходе выставки UVS-TECH 2011, совмещенной с «Интерполитех–2011», впервые представлены очередные еврейские «форпосты» для российского гражданского рынка и потребностей силовых структур. Согласно информации компании, планируется создать совместное предприятие с фирмой BlueBird Aero Systems Ltd., а также провести сертификацию БЛА в России. Среди предлагаемых беспилотников – MicroB, Boomerang, Spylite и Blueye. Кроме того, может быть организована сборка БЛА на том же ОАО «Уральский завод гражданской авиации», как и в случае с БЛА “Форпост”. Планируется развернуть местную кооперацию. Так, ЦИАМ им. П.И. Баранова может заняться в дальнейшем подготовкой двигательной установки на базе топливных водородных элементов для ремоторизации БЛА. К сертификации, испытаниям и участию в производстве планируется привлечь ЛИИ им. М.М. Громова, к обеспечению поставок средств связи и управления – ОАО «ЦНИИ «Курс», разработке и производству мягкого крыла для БЛА – ФГУП «НИИ парашютостроения». Однако, по мнению экспертов, все это – от совместного производства, до модернизации, скорее инициативы «НефтеГазАэроТранс», нежели активная заинтересованность израильской стороны. Посмотрим.

 

4 комментария к “БЛА: заграница нам поможет? (часть1)”

  1. Во время испытаний израильских беспилотников на полигоне в Коломне было потеряно не меньше пяти машин. Генералам хотелось джойстиком поиграться, хотя одно из преимуществ БПЛА — способность действовать в полностью автоматическом режиме, так что весело в итоге полетали, — рассказал собеседник «Известий» в ОПК.
    http://izvestia.ru/news/520373

    Ответить
  2. Ввиду недоказуемости копирования убрал часть про ZALA 421–16Е… Тем более, что теперь будет новая версия ZALA 421–16Е-М с иной аэродинамикой.

    Ответить

Оставьте комментарий